Воскресенье, 20 сентября 2020 года: что будет в храме?

Воскресенье – выходной день, который каждый христианин посвящает Богу и Его делам, в первую очередь – посещению храма. В это утро мы откладываем прочие дела, чтобы участвовать в литургии.

В проекте «Готовимся к воскресенью» мы стараемся помочь вам осознанно прийти в Церковь, заранее изучить особенности богослужения, познакомиться с отрывком из священного Писания и его толкованиями, а также с краткими житиями святых, поминаемых Церковью в воскресенье, 20 сентября.


Воскресенье, 20 сентября 2020 года, Предпразднство Рождества Богородицы

Пятнадцатое воскресенье по Пятидесятнице — день предпразднства Рождества Богородицы, ежегодно отмечаемого 21 сентября, двунадесятого богородичного праздника.

Предпразднство означает, что начинается период перед большим праздником, когда на богослужениях читают молитвы, посвященные наступающему событию. Воскресенье 20 сентября открывает двунадесятый праздник Рождества Богородицы, который продолжается 6 дней - до 25 сентября.

Подробнее о празднике Рождества Богородицы читайте в наших материалах:

Кто были родители Пресвятой Богородицы?

Рождество Богородицы: коротко о празднике

Картина «Рождество Богоматери» художника Карло Сарачени

Тропарь предпразднства Рождества Пресвятой Богородицы

От ко́рене Иессе́ева и от чресл Дави́довых/ Богоотрокови́ца Мариа́м ражда́ется днесь нам,/ ра́достию бо ра́дуются вся́ческая и обновля́ются./ Сра́дуйтеся ку́пно, Не́бо и земля́!/ Восхвали́те Ю́, оте́чествия язы́ков!/ Иоаки́м весели́тся, и А́нна торжеству́ет, зову́щи:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и Пита́тельницу Жи́зни на́шея.

Перевод: От корня Иессеева и из чресл Давидовых Богоотроковица Мариам в сей день рождается нам. Потому и радуется всё, и обновляется: радуются вместе небо и земля. Восхвалите Ее, племена народов! Иоаким веселится и Анна торжествует, взывая: «Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашей!»

Кондак предпразднства Рождества Пресвятой Богородицы

Де́ва днесь и Богоро́дица Мари́я,/ черто́г безконе́чный Небе́снаго Жениха́, ражда́ется/ от непло́дове, Бо́жиим Сове́том,/ колесни́ца Сло́ва благоукраша́ется:/ на сие́ бо преднарече́ся Боже́ственная Дверь// и Ма́ти су́щия Жи́зни.

Перевод: Сегодня Дева и Богородица Мария, чертог неразрушимый Небесного Жениха, рождается от бесплодной по Божию решению, да приготовится колесница Слова. Ибо для того Она и предназначена, – Божии Врата и Матерь истинной Жизни.


День памяти святых

Апостолы от 70-ти Евод (66) и Онисифор (67)

Апостол Евод избран первым после апостола Петра епископом Антиохии Сирийской. Служил в сане епископа 27 лет, написал несколько сочинений и скончался мученически при императоре Нероне.

Апостол Онисифор был епископом в Колофоне (Малая Азия), а затем – в Коринфе. Скончался в городе Парии (недалеко от Ефеса) за отказ воскурить фимиам языческим богам его вместе с рабом Порфирием привязали к диким коням и влачили по земле.

Мученик Евпсихий Кесарийский (Каппадокийский) (117–138)

Возможно, был сыном сенатора Кесарии Каппадокийской. Во время гонений на христиан от императора Адриана (118 - 137) его пытали, но в темнице Ангел исцелил его от ран. Когда Евпсихия отпустили на свободу, он раздал имущество нищим, в том числе и своим врагам-доносчикам. Он был опять схвачен: тело строгали железом, усекли голову мечом, и при этом источились молоко и кровь.

Мученик Созонт Помпеольский (Киликийский) (около 304)

Пастух, внимательно изучивший Священное Писание, многих, собиравшихся к нему, привел к вере в Спасителя. Однажды ночью в видении услышал призыв к подвигу мученичества за Христа. Созонт отправился в город Помпеополь Киликийский, где раздробил у золотого идола руку, раздал золото нищим и объявил об этом императору Максимиану (284–305): «Он не бог, а немой и глухой идол. Я хотел бы всего его раздробить на части, чтобы люди не поклонялись больше изделию рук своих». В страшных мучениях святой умер, но тело его сжечь не удалось - сильный дождь залил пламя костра. Ночью христиане предали его погребению. При гробе и на месте видения случались исцеления.

Преподобный Лука Глубокореченский (Каппадокийский) (после 975)

С 925 года был третьим (после святых Василия и Игнатия) святым игуменом Спасовой обители в Кифском заливе у Константинополя. Именовался монастырь «Глубокие реки» и прославился строгой подвижнической жизнью насельников.

Святитель Иоанн Новгородский (1186)

Рассказ о кротком святителе, защитнике Новгорода, слушайте на радио «Вера».

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя (1380)

Некоторые современные историки сомневаются в факте благословения князя Димитрия на Куликовскую битву, и тем более в участии иноков в ней. При это трудно назвать их сомнения чисто научными. Краткий рассказ о святых иноках и воинах слушайте на радио «Вера».

Преподобный Серапион Псковский (1480)

Хорошо знал Священное Писание и творения святых отцов, чтобы обличать латинское заблуждение - рождение в Юрьеве (Дерпте) обязывало. В 35 лет стал учеником преподобного Евфросина Псковского и следующие 55 лет, до смерти, прожили святые вместе, устраивая будущую обитель. При жизни удостоился дара прозорливости и чудотворений - латыш-крестьянин в 1476 году исцелился от гнойной раны на ноге, приложив к ней снег от следов святого. Предсказал нашествие на Псков немцев в год его смерти и то, что обитель не пострадает. Скончался 90-летним старцем, и после смерти прославился многочисленными чудесами.

Преподобномученик Макарий Каневский, Овручский (1605 — 1678)

4 сентября 1678 года настоятель встретил напавших на Канаевский монастырь турок с крестом в руках на паперти храма, его повесили за руки и за ноги между двух столбов и через два дня отрубили голову. Свидетели мученической кончины внесли тело в храм, в котором для безопасности затворились. Но турки вернулись и сожгли всех скрывшихся в храме.

Читать житие

Знатный и образованный потомок Токаревских, рожденный на Волыни, по смерти родителей стал иноком. Начал служение с чина послушника, а после принятия священства возглавлял крупнейшие монастыри на западе Руси, и только к 1660 году вернулся в родной Овручский монастырь и руководил братией до опустошения города татарами в 1671 году. Тогда архимандрит Макарий отправился в Киево-Печерскую Лавру, но вскоре был вновь назначен настоятелем Каневского монастыря, где принял мученическую кончину. Когда оставшиеся в живых горожане Канева стали разбирать тела погибших, то только одно тело было найдено в целости – это тело священномученика Макария, одетое во власяницу, с крестом на груди и с другим крестом в руке. Святое тело было погребено в том же храме под жертвенником 8 сентября 1678 года.

Свернуть

Краткий рассказ о преподобномученике Макарии слушайте на радио «Вера».

Преподобный Макарий Оптинский (20 ноября 1788 — 1860)

Краткий рассказ о Михаиле Николаевиче Иванове, будущем старце Макарии, слушайте на радио «Вера».

Пять поучений старца Макария Оптинского читайте в нашем материале.

Новомученики и исповедники Российские

Собор новомучеников и исповедников Казахстанских

В 30-х – 50-х годах прошлого века среди заключенных в Казахстане были десятки архиереев, священников, монахов и мирян, принявших смерть за Христа. Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь) был одним из самых страшных подразделений ГУЛАГа, а АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников Родины) в Акмолинской области - крупнейшим женским концлагерем на территории Казахстана, где содержались жены, матери, дочери и сестры людей, осужденных как «враги народа» и «изменники Родины».

В феврале 2008 года патриарх Алексий II благословил установить отдельный день празднования Собора новомучеников и исповедников, пострадавших на земле Казахстана. Его решили проводить в первое воскресенье после дня памяти первомученика Казахстанской земли – епископа Верненского Пимена.

Священномученик Григорий Аверин (1889 — 20 сентября 1937)

Незадолго до последнего ареста он написал беспокоившимся о его судьбе родным: «Обо мне не расстраивайтесь и не беспокойтесь, у меня никого нет: ни жены, ни детей. Не надо бояться. Вы сами всё знаете. Вы знаете, куда и к Кому мы идем». О выросшем в тринадцатидетной крестьянской семье учителе, принявшем сан после революции, читайте в нашем материале.

Священномученик Петр Снежницкий (1878 - 20 сентября 1918)

Служил священником церкви села Большое Трифоновское Ирбитского уезда Пермской губернии. Во время Гражданской войны в Пермском крае был расстрелян большевиками на станции Егоршино.

Священномученики Евгений (Зернов), митрополит Горьковского (18 января 1877 — 20 сентября 1937) и с ним Стефан Крейдич, и преподобномученики Евгений (Выжва), Николай (Ащепьев) и Пахомий (Ионов).

Об ужасе жестоких дней революции будущий священномученик рассказывал в письмах своим близким и знакомым. Отрывки из воспоминаний митрополита Евгения читайте в нашем материале.

Краткий рассказ о бесстрашном епископе, почитаемом даже сектантами, слушайте на радио «Вера».

Священномученик Василий Сунгуров (20 марта 1876 - 20 сентября 1937)

Священника Василия арестовали в праздник Успения, 28 августа 1937 года. Два дежурных свидетеля дали против священника соответствующие показания, но выслушав лжесвидетельства, отец Василий не подтвердил их и виновным в контрреволюционной деятельности себя не признал.

Читать житие

19 сентября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу. Священник Василий Сунгуров был расстрелян 20 сентября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Был ли он призван к этому подвигу и мог ли избежать такой участи? Собранные на сегодняшней день сведения о нем скудны: сын псаломщика из села Спасское Рузского уезда Московской губернии 17 лет продолжал дело отца и только в 1915 году был рукоположен во диакона, а в 1919 году – во священника. Значит, решился на принятие священства уже после прихода к власти большевиков.

Свернуть

Преподобномученик Лев (Егоров) (26 февраля 1889 - 20 сентября 1937)

Краткий рассказ о духовном сыне преподобного Серафима Вырицкого, одном из руководителей Петроградских православных братств, пострадавшем за веру, слушайте на радио «Вера».

Священномученик Михаил Тихоницкий (1846 - 20 сентября 1918)

Священником стал 22 года, после окончания семинарии, а в 35 он остался вдовцом, воспитывая 6 выживших из 9 родившихся детей. Трое его сыновей связали судьбу с Церковью: Владимир рано принял монашество и в эмиграции стал митрополитом, Экзархом Западной Европы; Вениамин служил священником в Вятке и в 1942 году принял монашество - в сане архиепископа Кировского и Слободского трудился над возрождением Вятской епархии; Елпидифор, педагог и глубоко верующий христианин, погиб в сталинских лагерях.

Читать житие

Переезжая с прихода на приход, отец Михаил довольствовался малым: проживал в церковном доме, не получал никакого жалования, а только пользовался добровольной платой прихожан за требы. В 1913 году протоиерей Михаил назначен настоятелем Казанского собора Орлова, духовником городского духовенства, благочинным. При этом он продолжал преподавать в Орловской женской гимназии.

Впервые его арестовали вечером 15 февраля 1918 года за чтение послания патриарха Тихона за Божественной литургией в Казанском соборе Орлова, но тогда благодаря заступничеству прихожан, отпустили. 5 сентября был обыск на квартире Тихоницких, и хотя ничего запрещенного обнаружить не удалось, 8 сентября священника арестовали, 19 сентября допросили, а 20 сентября "следователь Юревиц, произведя следствие по делу священника Тихоницкого, по обвинению его в контрреволюционной деятельности постановил: за распространение воззваний против власти свящ. Тихоницкого - расстрелять".

Уже в 9 часов вечера на городском кладбище он был расстрелян в составе группы из 30 человек. Одна из гимназисток вспоминала: "Я видела с подругами гимназистками как о.Михаила вели на расстрел. Он шел, как всегда, неспешно, слегка опустив голову, и все молился вслух: "Господи, прости их, они не знают, что делают", и только вот это все повторял. Он был одет в рясу, которую потом снял и бросил знакомой прихожанке, с просьбой передать домой. Конвоиры не препятствовали. Когда его довели до церкви, при которой была богадельня для престарелых, батюшка осенил себя крестным знамением и благословил здание. Его привели на кладбище. Заставили копать могилу. Торопили. Видимо, боялись, что придут люди на выручку. Старец трудился из последних сил, но выкопал не глубоко. Сказали: хватит. Отец Михаил попросил помолиться. После молитвы повернулся к конвоирам и стал ждать. Не разрешил связывать руки и завязывать глаза. Стоял прямо, как-то даже грозно. Прогремели выстрелы. Он упал в могилу, которую быстро стали засыпать. От страха мы боялись даже дышать, как будто неведомая сила прижала нас к земле. Дождались, когда все ушли, и убежали домой".

Могила отца Михаила стала местом благоговейного почитания, на ней по молитвам происходили исцеления. 16 сентября 2008 года в Орлове были обретены его святые мощи. Исследование захоронения полностью подтвердило церковное предание о том, что 72-летний старец был убит богоборцами и погребен на месте своей мученической кончины в яме, которую, возможно, его заставили выкопать собственными руками. На месте погребения обнаружена пуля, оборвавшая его земную жизнь, и нагрудные иконки, которые сжимала его рука в минуту последней молитвы. В день обретения святые мощи отца Михаила были перенесены в Орловскую церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Свернуть

Особенности православного богослужения

Сегодня необячное воскресенье, на которое приходится предпразднство Рождества Богородицы. Что такое предпразднство и попразднство — читайте в нашем материале.

Если вы хотите участвовать в Таинствах Церкви, то рано или поздно перед вами встанет вопрос о выборе духовника — священника, который будет принимать исповедь. Как его выбрать? Каким он должен быть? Зачем нужно его благословение? Чем старец отличается от духовного отца? Ответы на эти и другие вопросы в нашем материале «Духовный отец — кто это?»

Происходящее на литургии легче понять, если следить за текстом или ознакомиться с ним накануне.


Чтение Евангелия:

Евангелие от Иоанна, глава 3, стихи 15-17

Читать отрывок

15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. 17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Свернуть

Комментирует священник Антоний (Борисов)

Евангелие от Матфея, глава 22, стихи 35-46

Читать отрывок

35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: 36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? 37 Иисус сказал ему: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим": 38 сия есть первая и наибольшая заповедь; 39 вторая же подобная ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя". 40 На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. 41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их: 42 что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов. 43 Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: 44 "сказал Господь Господу моему:
седи одесную Меня,
 доколе положу врагов Твоих в подножие
  ног Твоих"? 45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? 46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

Свернуть

Комментирует священник Стефан (Домусчи)

Апостольское чтение:

Послание к Галатам святого апостола Павла, глава 6, стихи 11-18

Читать отрывок

11 Видите, как много написал я вам своею рукою. 12 Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов, 13 ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти. 14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира. 15 Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. 16 Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. 17 Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем. 18 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

Свернуть

Комментирует епископ Феоктист (Игумнов)

Послание к Коринфянам святого апостола Павла, глава 4, стих 6-15

Читать отрывок

6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!9 Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.10 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.11 Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,12 и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;13 хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.14 Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.15 Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

Свернуть

Комментирует священник Стефан (Домусчи)


Редакция «Фомы» поздравляет вас с Новолетием! И желает вам доброго воскресного дня в храме!

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (7 голосов, средняя: 4,43 из 5)
Загрузка...
18 сентября 2020
Поделиться:

    Загрузить ещё