6 июля 1480 года в Москву из древнего города Владимира была привезена самая почитаемая на Руси икона Пресвятой Богородицы. Доставить святыню в столицу повелел сам Великий князь Иван III, когда с востока подступала огромная орда во главе с ханом Ахматом…
Шансы на победу у русских были невелики, и духовник Великого князя епископ Вассиан призвал народ молить Богородицу о помощи. Войска сошлись у реки Угры, но боя так и не было. В конце октября Ахмат ушел. Заступничество Божьей Матери спасло Москву от разорения. И с этого момента Русь больше не платила дань Орде.
Многие изображения Божьей Матери являются копиями нескольких портретов, которые еще при земной жизни Девы Марии написал апостол Лука. Ни один из подлинников до нас не дошел. И все же на Владимирской иконе Пресвятая Дева изображена настолько живо и естественно, что нет никакого сомнения — перед нами действительно копия древнего оригинала.
Владимирскую икону в 1131 году подарил киевлянам Константинопольский патриарх, и около 40 лет она хранилась в монастыре Вышгорода под Киевом. Но здесь образ пробыл недолго: в 1169 году князь Андрей Боголюбский забрал его с собою на север и поместил в новом Успенском соборе города Владимира.
Икона практически сразу стала почитаться в народе, и даже безбожники и язычники не смели ее тронуть или осквернить. В 1238 году, когда Владимир был захвачен монголо-татарами, в Успенский собор ворвались ордынцы. Они сдирали со стен все ценные предметы, но икону тронуть так и не посмели. Захватчики смотрели на лик Богоматери, и их объял невыразимый ужас, заставивший в спешке покинуть храм.
Смертью для москвичей мог обернуться поход Тамерлана, но Богородица спасла город. После того как в столицу принесли Владимирскую икону, Тамерлан отступил, так и не дав боя. Легенда гласит, что Богородица лично явилась ему во сне вместе со святыми, и это видение устрашило завоевателя. Он решил не рисковать и не иметь дело с небесным воинством во главе с Божьей Матерью.
С 1480 по 1918 год икона хранилась в Успенском соборе Кремля слева от главных царских врат. Она стала поистине общенациональной реликвией, перед ней молились все российские святители и цари, ею благословляли в походы войска, она является свидетельницей самых драматических страниц истории.
После прихода к власти большевиков святыню вынесли из Кремля. Сначала ее направили на реставрацию, затем она экспонировалась в Государственном историческом музее, а в 1930 году ее передали в Третьяковскую галерею. А сейчас она хранится в специальном киоте в восстановленном храме святителя Николая в Толмачах.
Рисунки Елены Поповской