Комментарий к статье: "МЫ ОТСТАЕМ НА ДВАДЦАТЬ ЛЕТ"
К сожалению, словосочетание “православный кинематограф” еще очень многим режет слух. Либеральное (что часто равно атеистическому) сознание общества еще сильно. И в лучшем случае у такого общества к содержанию православных фильмов отношение ироническое, а в худшем даже агрессивное, как к чему-то чужеродному.
Что такое православное кино? – на этот вопрос я для себя отвечаю однозначно – это кино, опирающееся на принципы Православия. Они достаточно определенные, понятные, в чем-то слитные с нашей национальной культурой. И в своих работах я стараюсь следовать им. Но с чего мы все начинали? Наверное, с понимания того, что Бог есть. Это самая простая и глубокая истина, и ее подспудно и должен нести в себе православный фильм.
В основе православной картины может быть история человека, который пришел к вере, преодолел какие-то препятствия на пути... По моему глубокому убеждению, православного кино не может быть без поисков Истины.
Задачи у такого кинематографа могут быть разные. Но одна из важнейших – это популяризация. К сожалению, у нас не делают мультфильмов для детей, хотя потребность такая есть. Можно снимать фильмы по житиям святых – среди них есть потрясающие истории. Но многое здесь зависит от зрителя. Если аудитория компетентная – тогда один подход, если нет – абсолютно другой. Тут мы сталкиваемся с очень тонким и сложным вопросом. Давить на людей и учить их жить нельзя ни в коем случае. Да и Православию это не свойственно. Православие – очень мягкая религия, оно учитывает индивидуальность человека, естественную самостоятельность, личность... и в тоже время дает ощущение себя как части огромного целого. Князь Владимир принял Православие, потому что оно затронуло его чувства.
И православное кино должно быть обращено к чувствам зрителя, воздействовать на них. Здесь нужно очень тонко работать, но это совсем не означает – вяло: может быть и энергично, и неожиданно. Безусловно, православным фильмам необходимо хорошее качество, иначе современного зрителя они не затронут.
Наше православное кино должно быть разным – вот его основа. Ничего худого не будет, если появится блокбастер о Сергии Радонежском или о Константине Великом. Яркое слово тоже нужно! Главное, чтобы в погоне за публикой не исказить существо вопроса. Эта ответственность ложится на режиссеров, которые делают фильм. Было бы очень хорошо, чтобы такое кино заказывали талантливым людям. Конечно, много его все равно не будет. Но я думаю, много и не надо, потому что когда это превратится в расхожую монету, то сама идея девальвируется и ничего здесь не поделаешь.
На заставке фрагмент фото c cinemotionlab