6 октября 2020 Автор: Редакция
Фото: Владимир Ештокин/Журнал «Фома»

Владимир Легойда разъяснил, что такое – официальная позиция Русской Православной Церкви

Обществу, в т.ч. СМИ, необходимо отличать официальную позицию Русской Православной Церкви от личных высказываний ее отдельных представителей, на это указал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

В интервью Telegram-каналу «Быть» Владимир Легойда отметил, что данный вопрос «много раз приходилось … разъяснять, но путаница сохраняется, что в том числе в головах журналистов».

Объясняя, чем отличается официальная позиция Церкви от частных высказываний ее отдельных представителей, глава Синодального отдела заметил, что «нужно сразу обозначить два уровня вопроса: кто говорит и что говорится».

– Если какой-либо священник или архиерей высказывается по актуальной проблематике, по которой нет (или не может быть – например, отношение к ГМО) общецерковного решения, то его мнение и стоит воспринимать как личное. И заголовки: «В РПЦ считают» здесь неуместны и являются непрофессиональными. Ответственные люди здесь обычно так и говорят: это мое личное мнение, – сказал Владимир Легойда.

В тоже время, продолжил представитель Церкви, существуют вопросы, касающиеся вероучения, догматические вопросы.

– Они являются общими не только для всех членов Русской Церкви, но и вообще для всех православных. В этом смысле они всегда будут «официальной позицией Церкви», независимо от того, кто их озвучивает. Но речь идет именно об основополагающих вероучительных положениях, – пояснил председатель Синодального отдела.

Кроме того, продолжил Владимир Легойда, есть официальная позиция Русской Православной Церкви «по ряду актуальных тем и вопросов современной жизни, в том числе общественно-политических, биомедицинских и многих других».

– Эта позиция озвучена в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» и других документах, принятых Архиерейскими Соборами. Если священник или мирянин говорит что-то, что не соответствует изложенной там позиции, значит, он не разделяет официальную позицию нашей Церкви, – пояснил глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

И, наконец, сказал Владимир Легойда, «по текущим вопросам позиция Церкви высказывается в первую очередь ее Предстоятелем, Святейшим Патриархом», а кроме того, «ее могут выражать и официальные представители Церкви – в рамках своей компетенции».

– Я возглавляю отдел, который отвечает за взаимоотношения Церкви с государством, обществом и СМИ. В рамках существующего мандата, я могу озвучивать официальную позицию Церкви и давать комментарии по широкому кругу вопросов. Это не значит, что у меня нет возможности высказывать свою точку зрения. Но я всегда оговариваю последнее. То же самое можно сказать и о главах и представителях иных синодальных отделов – наших церковных министерств, – резюмировал Владимир Легойда.

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (4 голосов, средняя: 4,25 из 5)
Загрузка...
6 октября 2020
Автор: Редакция
Поделиться:

  • Вольдемар
    Вольдемар 1 неделя назадОтветить

    Без коментов, Владимир (Гурболиков). Я жил в советское время. Идеологический отдел обкома. А мы то думали, что Церковь это Тело Христово. И мы здесь все перед Господом равны.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков 1 неделя назадОтветить

      И я 1965 года рождения. Не надо меня пугать партийными терминами, очень даже в курсе. Есть Церковь земная (ещё пишут, "воинствующая"), которая предполагает и признаки чисто человеческой, общественной организации, а есть Церковь небесная, есть Тело Христово, к которому приобщаются верующие уже тут, в земной жизни, а также все, кто вошёл уже в Царство небесное.

      Христианство не презирает ни телесное, ни общественное -- спасение человека происходит как раз в его полном естестве (дух-душа-тело), в этом мире, где и Сам Христос, и Его ученики вовсе не игнорировали специфику мира. Надеюсь, Новый завет читали? То, как святой апостол Павел обратился к офицеру со словами, что он римский гражданин и получил защиту от толпы иудеев, хотевших его убить, помните? Это лишь один, но очень яркий пример. Поэтому то, что земная Церковь имеет структуру, формирует мнения, соотносится с государством и обществом, нет ничего странного. Это часть её бытования в мире сем, но только часть, поскольку есть ещё сакральная жизнь Церкви, в которой между земной и небесной Церковью граница стирается.

      Сравнение с партией -- некорректное. Партия имеет главной установкой борьбу за власть. Не влияние, не распространение идеи как таковой, а именно приход к земной власти. Собственно в этом специфика Ватикана, хотя в целом там хотели, но в итоге не получилось. У нас была единственная попытка со стороны церковных деятелей прямо поучаствовать в управлении: период первых двух царей из династии Романовых. И уже второе поколение рассорилось. Произошла грандиозная катастрофа с реформами, приведшими к Расколу, а Никона, который в какой-то момент засомневался в верности курса, самого свергли и отправили в путь по ссылкам. Нынче мы имеем строгий (с оговорками только для Украины, где особая обстановка) запрет на участие духовенства в качестве кандидатов в депутаты. Это, кстати, даже можно истолковать как нарушение прав, и тем не менее, Церковь не желает становиться партией, поскольку у неё иная главная цель: спасение человека для вечной жизни, независимо от его партийной принадлежности.

      Вы правы, что Церковь в том числе (именно так: в том числе!) и общественная организация, со всеми признаками таковой. В этом смысле, Вы неверно пишете про "обком": если мы берём область, то там есть митрополия, которая включает несколько епархий. И у них есть свои отделы по связям с обществом и сми. Синодальные учреждения -- это общероссийский уровень. Хотя и тут много оговорок, поскольку земное устройство Русской православной церкви имеет свою специфику, которая отличает её от партий или например, профсоюзов.

      И относительно равенства. В возможности спастись равенство есть, безусловно. И в глазах Божиих каждый человек как Его сын или дочь -- уникален. Но в степени ответственности в церковном служении равенства нет, и это не придумка современная. Это Вы при внимательном чтении Евангелий обнаружите. Христос вменяет апостолам иные послушания, чем тем, кого мы сейчас назовём мирянами, церковным народом. Например, апостолам оставлено право суда, а остальным четко сказано "Не судите". Только апостолы и их преемники могут совершать таинства и поставлять себе преемников. Парадокс, пожалуй, в том, что чем выше положение человека в Церкви, тем труднее его путь спасения, поскольку слишком велика его ответственность. Так что и в этом нет в Церкви полного равенства, если мы говорим об иерархии и множественности церковных послушаний и служений.

Загрузить ещё