Закрытие Фейсбука (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) (ФБ) для российских пользователей привело к исходу людей в другие социальные сети. И большинство сейчас старается непременно обосноваться на двух площадках: Телеграм и ВКонтакте (ВК). О первом мне говорить сложно, я там не так давно, а вот страничку ВК вёл почти с самого появления этой сети, одновременно активно присутствовал и на ФБ. И возможно, мои наблюдения пригодятся тем, кто пытается понять, куда же он попал, как освоиться с этой в чем-то схожей с ФБ, а в чем-то совершенно иной социальной сетью.
Сразу предупреждаю, что это заметки дилетанта, простого пользователя, пусть и с большим «стажем» ведения дневников. Да простят специалисты, если я буду писать какие-то наивные вещи и по-своему расставлять акценты. Пишу для таких же как я простых людей. Но если возникнут замечания, важные поправки, добавления и вопросы, приму всё радостно и с благодарностью. Ещё оговорка: об Одноклассниках, ещё одной крупной русскоязычной сети, я ничего сказать не могу. Хотя и зарегистрирован там уже много лет, так и не разобрался, не понял специфику. И про ОК спрашивать меня не имеет смысла.
Итак. Даже внешне ФБ и ВК во многом похожи. Когда-то создателей ВК даже упрекали в том, что эта сеть — чистый плагиат ФБ. Возможно на самом первом этапе так и было, не знаю. Но прошло много лет, и сейчас (при некоторой внешней схожести) это очень разные сети. В чем разница? Чего не надо ждать от ВК людям, которые привыкли к ФБ? И наоборот: какие возможности, отсутствующие в ФБ, открываются для приходящих?
Что главное в Фейсбуке (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)? — Новостная лента
Фактически первоосновой коммуникации в ФБ служит алгоритмическая новостная лента. Представьте себе, что всякий активный автор дневника как бы приглашает друзей к себе на кухню, чтобы (по ещё советской традиции) обсудить общие болячки и переживания. Люди подписываются, то есть приходят на «кухню» к одному, другому, третьему. Чем активнее реакция на пост, чем громче и горячее разговор, тем больше «интереса» проявляет к тебе ФБ, его алгоритмы. И в итоге получается так: часть людей может вести очень интересные, порой уникальные дневники, но в ленте новостей, какую видит пользователь, их попросту нет. Даже если эти люди у него в друзьях. Есть автоматические оповещения, что громче и жарче всего сейчас у такого-то и такого-то... Более точного сравнения не могу найти. Это нечто вроде коммунальной квартиры, где из одних комнат почти ни звука, а в других такой шум, что даже если не хочешь, будешь свидетелем всего, чем живут хозяева. Но вместо комнат всё же — столь любимые всеми, кто застал времена СССР, кухни. Много кухонь. Коммуналка, состоящая из множества кухонь! Вот такое, возможно странное, сравнение.
Почему я обращаю на это внимание? Потому что, повторяю, ФБ, согласно своим собственным критериям, еще более усиливает для каждого этот кухонный шум. И одновременно убирает массу иных, быть может, важных, событий и новостей. Причем возможностей повлиять на предложение в ленте крайне тяжело, практически невозможно. Многих своих френдов в ФБ, если они спокойно ведут дневник, алгоритм Цукерберга не покажет в принципе. Оповещения ВК играют другую роль и построены иначе. Об этом ниже.
Мелочь, казалось бы, но: в ФБ посты можно редактировать «вечно», а ВК лишь 24 часа.
Так же нет ВК возможности вытащить старый пост наверх через кнопку «Поделиться», такого варианта актуализации материалов здесь не предусмотрено. Поэтому, если вы хотите поднять наверх стародавнюю запись, которая снова стала важной и интересной, то её либо надо закреплять в верхней части ленты командой «Закрепить», либо копировать контент и создавать эту запись фактически заново.
Что главное ВКонтакте? — Личный дневник либо сообщество (паблик или группа)
В ВК главный элемент — это собственная страничка пользователя, его дневник, либо один из вариантов сообщества: паблик или группа.
В отличие от ФБ, любой аккаунт ВК — это в потенциале огромное личное представительство. Самое удобное и полное из всех социальных сетей. Тут можно формировать на странице архивы буквально в любых мыслимых форматах, от видео и фото до подборок документов doc и pdf. При создании поста допускается сложное сочетание элементов: текста, картинок/видео, аудио, опросов, прикрепленных файлов, виджетов, ведущих на какой-то сайт. Есть ограничения, но они условны, это скорее вопрос знакомства с инструментарием. Для большинства (после ФБ) будет более чем достаточно и того, что предлагается как базовый набор.
То же в полной мере касается и сообществ или групп, которым дана масса инструментов для творческой работы и возможностей по сбору аудитории и взаимодействию с ней.
Важно: если есть опасения относительно сохранения полного архива накопленных материалов, то в сети предлагаются удобные программы для скачивания и сохранения всех публикаций, а также фото, видео и аудио на компьютер. Надо периодически пользоваться этими инструментами, и тогда не будет оснований опасаться пропажи данных.
Новостная лента ВКонтакте: «честность», которая не всех обрадует, и как с этим бороться
Как и другие социальные сети, ВК предлагает пользователем ленту новостей. И тут пользователь, привычный к ФБ рискует получить шок. Оказывается, алгоритм Цукенберга отсекает такой огромный массив информации, что даже если в Новостях ВК мы доверимся поисковому алгоритму, который попробует предложить выборку, а не все новости по мере их появления, всё равно постов будет показано очень (!) много. Хотя меню новостей даёт возможность ограничить выдачу, например, включить показ только постов друзей, исключив из ленты посты сообществ, проблема избытка новостей остаётся, и кому-то это фатально не понравится.
Интересных людей и сообществ огромное множество. На ФБ пользователь подписывается на них, но система «сама» решает, кого и что показывать. И в итоге пользователь привыкает к ограниченному набору информации, а о большей части собственных подписок просто забывает. Но в ВК люди и сообщества, на которые вы подписаны, выдают информации по крайней мере в десятки раз больше, что становится полной неожиданностью для тех, кто привык к отбору в стиле Цукерберга.
Как быть? Самый простой совет, конечно, не торопиться подписываться на всё, что привлекает внимание. Разобраться в способах настройки ленты и поиска, которые ВК вообще-то в большинстве просты, их там много, и как правило они интуитивно понятны.
Для первого шага советую обратить внимание на один-единственный элемент: кнопочку выбора в разделе Новости (она есть в меню раздела) с надписью «Сначала интересные». Включая эту функцию, пользователь избирает вариант, который ближе к принципам ФБ, хотя сами критерии подбора все же не совпадают с фейсбучными.
Поиск ВК — ищется везде, всё, и никто/ничто не уйдет от поиска
Как и на ФБ, поисковое окошко ВК можно найти в верхнем меню. Поиск в ВК намного более глубокий и разнообразный, а людей можно искать по массе критериев, включая мировоззрение и вероисповедание (!).
Давние пользователи ФБ знают, что там можно пользоваться поисковыми сервисами в мессенджере и в разделе «Друзья». Может показаться, что различия лишь в глубине и разнообразии настроек поиска. Но в ВК их намного больше, и в отличие от ФБ, в ВК отдельными поисковыми сервисами сопровождаются почти все сколь-нибудь важные элементы: личная страница пользователя, все остальные личные страницы и группы, новости, видео. И даже такой раздел как «Файлы».
В лентах постов искать можно как по конкретному слову, так и по датам, за всё время (!) существования личной страницы или группы. Правда, календарный поиск не получится найти интуитивно, надо запомнить последовательность: в ленте постов найти «Все записи» или «Мои записи», кликнуть левой кнопкой мыши (если речь о ноутбуке), справа в открывшемся меню выбрать «Поиск записей» и в поисковом окне найти календарь с возможностью задать поиск постов до определённой даты. На словах выглядит сложно, при освоении работает везде, очень быстро и максимально удобно.
Просьбы о помощи и благотворительные сборы: в Фейсбук (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) с этим проще
А вот проблема, с которой бывшим пользователям ФБ точно придется столкнуться. Она может расстроить, но пишу как есть. Русскоязычный ФБ сравнительно невелик, он был модным именно среди людей активных, влиятельных, «шумных». И зачастую (конечно же, с массой оговорок) имеющих какие-то доходы. Не обязательно высокие, но позволяющие помогать, скидываться на что-то. Процент таких людей выше, чем в сетях типа Одноклассников и ВК, где большинство, миллионы пользователей если и хотят, то не могут активно участвовать в благотворительности. Поэтому на ФБ всегда было удобно распространять информацию о небольших сборах.
Кроме того, поскольку большинство тех, кто постоянно видит друг друга в новостной ленте так или иначе знакомы, то здесь по-прежнему в ходу варианты, которые давно считаются токсичными, если речь идет о массовых аудиториях. Я имею в виду сборы по номеру карты или привязанному телефону. В ВК такие варианты тоже практикуются, но именно на свой страх и риск: опасность мошенничества вырастает многократно, любая жалоба пользователей, заподозривших нечистый умысел, может вызвать реакцию админов. Ну и — ещё раз: несмотря на принципиально иной размер аудитории, большинство пользователей ВК просто не имеют возможности жертвовать на что-либо. Это не означает, что вести сборы там обязательно дохлый номер. Но любой, кто пробует, конечно же, чувствует разницу.
ВК дает свои инструменты и легальные варианты поиска помощи, но это требует намного большей работы, фактически, работы профессиональной. И далеко не всегда это сразу получается.
Френдлента Фейсбук (деятельность организации запрещена в Российской Федерации) и ВКонтакте: кто твой друг, и как его выбрать
И в ФБ, и в ВК нет строгого различения между теми, кто стучится именно в друзья, и теми, кто хочет просто подписаться на обновления страницы. При этом (и это важно!), борясь со спамом, ВК предусматривает ежесуточное ограничение на количество сообщений в личку людям, которые не входят в число друзей. Тех, с кем хочется переписываться без ограничений, лучше делать друзьями. Но имеет смысл быть намного более настойчивыми в просьбе написать о себе, представиться (если человек не знаком лично). Без этого лучше в друзья принимать только тех, в ком полностью уверен.
Стучаться (а также писать) ВК будет, возможно, намного больше людей, чем в ФБ. И поскольку аккаунтов в ВК множество, советую значительно более вдумчиво подходить к приему в друзья и при этом не лениться пользоваться инструментом «группы друзей» (есть варианты по умолчанию; есть возможность создать еще пару десятков собственных).
При чтении сообщений помните, что массовость чревата спамом. Не стоит сразу же идти по предлагаемым непонятным ссылкам; нельзя принимать на веру всякую пришедшую просьбу о помощи: некоторые могут быть мошенничеством. Если от кого-то, даже давно и хорошо знакомого друга, приходит сообщение в необычном тоне, развязное, либо с неожиданным призывом срочно занять денег и т. д., то скорее всего, страничка отправителя была взломана, и ему надо быстро менять пароль.
Кстати, относительно защиты от взломов. ВК давно и настойчиво предлагает т. н. двухфакторную аутентификацию, то есть привязку не только по электронной почте и паролю, но и через телефон. Это очень полезная штука. При взломе есть большая вероятность, что система насторожится, и вам на смартфон придет уведомление с просьбой подтвердить операцию. Так вы сможете уберечь свой аккаунт. Кроме того, это очень легкий способ восстановить пароль, если вы его забыли.
Реклама в Контакте: намного круче и понятней
Для тех, кому очень важно быть на виду, в том числе тех, кто готов тратить средства на продвижение записей, в ВК имеет смысл думать о создании не просто личных аккаунтов (это само собой), но и пабликов, публичных страниц. Для пабликов и для тех, кто рекламирует товары, у ВК существует чрезвычайно развитая, требующая, конечно же, освоения, но одновременно очень «прозрачная» система продвижения через рекламную биржу.
Можно размещать рекламные баннеры; можно продвигать конкретные записи со страниц и сообществ: например, в других сообществах, которые присутствуют на бирже; можно искать свою аудиторию по предложенным критериям и размещать посты как рекламу, которую люди увидят в новостной ленте. Само собой, есть правила и ограничения. Например, необходимость соблюдения авторских прав. Важно: личные страницы (не паблики) рекламировать не получится. Впрочем, можно договариваться с владельцами сообществ напрямую, не через биржу, но это уже явно не для простых скромных пользователей.
Все рекламные заявки на бирже проходят премодерацию. Как правило, это нестрашно. В большинстве случаев админы стараются помочь решить проблемы; в случае отказа вам в большинстве случаев укажут на конкретные нарушения, после исправления которых подавляющее большинство заявок проходят и «работают». Если речь не идет о каких-то грубых нарушениях правил, то можно рассчитывать на подсказку, и в любом случае мой совет — активно входить в переписку с Поддержкой.
Разница атмосфер: чего ждать после Фейсбук (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)
Я начинал с того, что обстановка общей «кухни», на которой ведутся и добрые беседы, и жестокие споры — это специфическая особенность ФБ. И при всей внешней схожести ФБ и ВК тип общения тут все же иной. Намного больше людей и — самое главное — нет подсунутой пользователю системы подсказок, оповещений о том, у кого сегодня особенно шумно и тесно от гостей.
Тем, кому принципиально важно не присутствие и связь с друзьями, а именно та самая атмосфера как таковая — не факт, что ВК вам подойдет. Хотя и уходить с него ой как не советую, много раз эта площадка мне помогала не потерять связи с тем, кто очень нужен. Мой совет: вспомнить, что вопреки массе похоронных прогнозов, Живой Журнал хотя и перестал быть массовым, но выжил. А ведь именно оттуда многие когда-то уходили на ФБ или Youtube. Сейчас возвращаются. Сам я оставался там все это время и никогда не жалел об этом. Поэтому, если ищете атмосферу, то еще раз подумайте, не вернуться ли в старый добрый ЖЖ. Но всё же с пониманием, что прежних масштабов там уже, конечно, не будет.
P.S. Еще раз хочу обратить внимание, что я писал как давний, но простой пользователь ВК. Игнорировал массу известных мне тем, какими так хотелось поделиться... Наступал на горло собственной песне, чтобы не запутать.
Если необходимо разобраться глубоко, то обратите внимание: у ВК огромная база инструкций, множество сообществ, рассказывающих что и как делать, и какие происходят перемены в предлагаемых инструментах. В таких сообществах море информации по всем ВК-шным принципам, правилам и ноу-хау. Если необходимо, могу поделиться списком.