Рождество Христово является «залогом нашей надежды, пришествия в мир Спасителя», важно только не утратить «способность переживать эту радость», не «привыкнуть к святыне», об этом сказал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.
В программе «Светлый вечер» на радио «Вера» Владимир Легойда указал на трудность осмысления события Рождества, а также подчеркнул важность того, «чтобы Христос родился в сердце» человека, и «однажды родившись, определил всю последующую жизнь», сообщает пресс-служба Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.
По мнению представителя Церкви, главное заключается не в понимании масштабности этого события и осмыслении его каждым верующим, а в значимости «личного акта изменения самого себя».
Ведущий и гость программы затронули тему влияния христианства и праздника Рождества на развитие культуры, в частности, возникновения темы детства, которой не существовало в античной культуре и Древнем мире.
По словам Владимира Легойды, «мы почти всем обязаны христианству, отношением не только к детям, но и к старикам, на которых перестали смотреть как на обузу, и к женщинам».
– Акцент на Рождестве имеет особое значение для появления культуры детства, – отметил гость «Светлого вечера», при этом напомнив о постепенности разворачивания указанных тем в культуре.
Обращаясь к разнице Рождественской и Пасхальных культур, глава Синодального отдела отметил, что «наличие такого разделения – это не объективная реальность», а в большей степени научная теория.
В Пасхальной культуре особый акцент делается на Воскресении, Пасхе с ее победой над смертью и адом, на подготовке к жизни будущего века, а не на «преображении и преобразовании земной жизни», добавил Владимир Легойда.
В ответ на вопрос ведущего о том, что еще христианство принесло в мир, представитель Церкви назвал важнейшие добродетели: веру, надежду, терпение, прощение и любовь. При этом реализация евангельских смыслов и их проявление в культуре, по его словам, не всегда происходили линейно.
– История христианских народов и культур не поступательно шла к раскрытию евангельского идеала, – уточнил глава Синодального отдела.
Владимир Легойда также пояснил, что о раскрытии евангельских идеалов можно говорить на примере святых.
– Святость – это единственный безусловный итог развития человечества; святость в разных своих проявлениях как попытка жить с Богом и в Боге… Это чрезвычайно тяжело, так как падший человек, живущий в состоянии Адама, Каина, в присутствии Бога хочет сразу спрятаться. А святой при осознании собственной никчемности и греховности может не прятаться. Способность находиться рядом с обжигающей любовью – это большой дар, – уточнил гость программы.
Кроме того, Владимир Легойда указал на необходимость разделять плоды христианства на важные для человека как христианина и которые он должен стремиться достичь, и социальные, культурные и общественные последствия, которые «возникли не потому, что они предполагались», а поскольку они стали косвенными результатами появления христианства, создавшего для них нужные условия.
Примером тому могут служить, в том числе появление науки, развитие искусства и отмена рабства, когда «хозяин увидел в рабе человека».