«Должна ли Церковь участвовать в общественной и государственной жизни, и если да, то как?»
Николай Нестеров, председатель совета директоров группы компаний «Нижегородский масло-жировой комбинат»
Лекарь человеческих душ
В чем главное предназначение Церкви? Церковь — это лекарь человеческих душ. Здоровье нации, духовное здоровье — вот главная задача Церкви. И для достижения этой цели она обязательно должна участвовать в общественной жизни.
При этом должны быть определены четкие отношения между обществом и Церковью и соблюдены уважение и невмешательство в дела друг друга. Церковь имеет право высказывать свое мнение по различным вопросам, поощрять те или иные действия, тем самым, формируя общественное мнение и влияя на него. Защищая фундаментальные нравственные принципы, на которых должно стоять общество, Церковь служит тому же обществу. Кроме того, Церковь способна помогать в решении многих социальных вопросов.
Галина Симонова, пенсионерка
На шаг ближе к Богу
Хотят они того или нет, Церковь и общество все равно так или иначе будут взаимодействовать друг с другом, и, по-моему, это правильно. Важно только, каким образом это будет происходить.
Естественно, это не означает, что отношения между обществом и Церковью всегда идеальны и ведут ко всеобщей выгоде. Скажем, от священников сегодня часто ждут, что они выступят в роли либо замполитов, либо «свадебных генералов», которые выполнят какие-то задачи, необходимые государству, и отойдут в сторону. А для Церкви главным является проповедь христианства. И здесь у обеих сторон хватает взаимных претензий и непониманий.
Но мне кажется, что такие проблемы не должны стать причиной моратория на общение Церкви и светского общества. Вот пример: популярность венчания в нашей стране. Сегодня к алтарю очень часто приходят люди духовно не подготовленные, не понимающие всей глубины совершаемого таинства. Но Церковь не прогоняет их. Ведь, может быть, само участие в службе поможет им хоть на шаг приблизиться к Богу.
Людмила Клименко, доктор филологических наук, профессор Нижегородского государственного университета, преподаватель духовной семинарии
Не отвлекаясь от главного
Церковь может участвовать в общественной жизни, но только не в ущерб своей основной задаче. Ведь речь идет не просто о какой-то организации, а о Теле Христовом.
Это не значит, что она не может заниматься благотворительным служением, помогать больницам, нищим и сиротам. Может. Так же, как может уделять внимание просветительской и научно-богословской работе. Мне кажется, что для Церкви открыты все сферы жизни, кроме разве что политики (тут достаточно исторического опыта — удачно совмещать служение Богу и участие в управлении страной мало кому удавалось).
Но все-таки очень не хотелось бы, чтобы Церковь оказалась вынуждена полностью подменять собой государство. Ведь для того и существует светская власть, чтобы развивать страну, обеспечивать всем необходимым людей, лечить больных и обучать детей. Задача же Церкви — духовное воспитание человека, и в первую очередь — рассказ людям о Боге. Когда же какие-то мирские дела отвлекают ее от этого, то само ее существование утрачивает смысл.
Если в центре церковных дел не стоит Христос — они никому не нужны.
Александр Лушин, кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Нижегородской академии МВД России
Православные не должны быть вычеркнуты из жизни
Церковь и государство — самостоятельные институты, но это не значит, что они не могут сотрудничать. Особенно сегодня, когда целый ряд социальных проблем без поддержки Церкви решить невозможно.
Я как-то ночью шел мимо Московского вокзала у нас в Нижнем и думал: как же много у нас беспризорников, как после Гражданской! И обратите внимание, громче всех об этой проблеме говорит сегодня именно Церковь. Беспризорники, матери-одиночки, инвалиды — начнешь искать, кто из чиновников должен помочь в конкретной ситуации, — запутаешься в коридорах власти. Я думаю, что и государство прекрасно это понимает, и потому стремится сотрудничать с Церковью.
А работа с тюрьмами и силовыми структурами? Я, как бывший сотрудник правоохранительных органов, могу твердо сказать — и здесь поддержка Церкви тоже крайне важна. Помню, как мы пытались наладить контакты в начале 90-х. Сегодня кажется, что это было просто. А тогда никто еще не знал — надолго ли пришла свобода, не вернется ли все назад? От священников, приходивших в тюрьмы и воинские части, требовалось настоящее мужество. Я очень рад, что сейчас Церковь активно участвует в общественной жизни. Замечательно, что появляются объединения православных мирян, которые пытаются делать что-то действительно полезное для нашего общества.
Конечно, у нас светское государство, в основе его — свобода вероисповедания. Но это не означает, что православные должны быть вычеркнуты из современной жизни.
На заставке фрагмент фото pravoslavie.ru