28 декабря 2023 года Новый Театр под руководством Эдуарда Боякова представил спектакль «ПОЭЗИЯ.DOC. ИГОРЬ КАРАУЛОВ. Сам по себе и со всеми».
Эта постановка стала второй в рамках уникального цикла ПОЭЗИЯ.DOC, включающего выпуск четырех спектаклей, каждый из которых посвящен современному поэту, сообщили в пресс-службе Нового Театра.
Героем этой постановки стал русский поэт, публицист, автор поэтических книг Игорь Караулов. Он является лауреатом Григорьевской поэтической премии, победителем Волошинского литературного конкурса и участником Венецианской биеннале искусств. В числе его работ – книги «Перепад напряжения», «Продавцы пряностей», «Моя сторона истории», сборник статей «Трудный возраст века» и др.
– Поначалу Караулов казался лично мне этаким занятным ироническим поэтом. Потом информация накопилась, собралась, и я понял, что это глубокий, серьезный феномен, – рассказал Эдуард Бояков.
Руководитель Нового Театра отметил, что Игорь Караулов – «ключевой голос в сегодняшней поэтической полифонии» и «выразитель идей и чувств не только своего поколения, но и важнейшего в любой культуре психотипа – рефлексирующего интеллектуала».
– Именно поэтому его художественные оценки либеральных архетипов, которые находятся в агрессивной оппозиции по отношению к настоящей русской поэзии, остроумны и метки, как высокоточное оружие. Именно поэтому его биография, его путь в жизни и литературе сформировавшие его личность, важны для многих из нас. Именно поэтому так важна его роль в проекте «Поэзия.doc». Ведь мы пытаемся представить не только творчество поэта, но и его внутренний мир, истоки, генезис этого мира и этих замечательных стихов, – добавил Эдуард Бояков.
Сам герой постановки отметил, что чувствовать себя персонажем спектакля «странно и необычно».
– С одной стороны тебя возвеличивают и увековечивают. С другой, ты чувствуешь себя неким препарированным даже не существом, а веществом, которое нужно уложить в схему, что-то с ним сделать, чтобы это стало интересно зрителю, – поделился Игорь Караулов. – Такое двойственное ощущение, странное. И ничего с этим не сделаешь – ты уже не хозяин. Это не твоя пьеса, эта пьеса о тебе. Больше всего хочется, чтобы во всем этом люди ощутили смысл. Потому что раскрыться до конца все равно невозможно. С другой стороны, нельзя интересничать, пытаться быть интереснее, чем на самом деле. Хочется, чтобы в этой работе, в которой я сам о себе узнаю нечто новое, моя жизнь проявила смысл.
Режиссер Сергей Глазков и художник Алиса Меликова создали на сцене многоуровневый, объемный, абсолютно не бытовой, внутренний мир поэта.
Сам Игорь Караулов находится внутри замкнутого пространства, которое то погружается во мрак, то высвечивается, обнаруживая одинокую фигуру художника наедине с самим собой: «сам по себе», как указано в подзаголовке. И это, как отметили в театре, не случайно, т.к. Игорь Караулов никогда не выносит на показ процесс сочинения стихов.
Однако и одиночество не свойственно герою, он – сам по себе, но он и со всеми – друзьями, семьей, женой, народом, страной. И это также отражено в названии постановки – «и со всеми».
Автором пьесы выступила поэтесса, еще одна участница проекта Нового Театра, Мария Ватутина.
– В его поэзии не просто содержатся важнейшие смыслы и выражена активная поэтическая позиция. Само качество, техника, уровень, глубина стихов, иногда трагичных, иногда ироничных, все это – выдающегося плана, – рассказала о своем коллеге Мария Ватутина.
Всего в проект вошли четыре спектакля о четырех литераторах – Марии Ватутиной, Игоре Караулове, а также Анне Ревякиной и Анне Долгаревой.
Спектакли «Мария Ватутина. Письмо поверх письма» и «Игорь Караулов. Сам по себе и со всеми» уже вошли в репертуар Нового Театра. Даты очередных показов – на сайте Нового Театра. Цикл ПОЭЗИЯ.DOC реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.