28 ноября 2023 года в Новом Театре под руководством Эдуарда Боякова состоялась премьера спектакля «МАРИЯ ВАТУТИНА. ПОЭЗИЯ.DOC. “Письмо поверх письма”».

Данная постановка стала первой в рамках цикла ПОЭЗИЯ.DOC, включающего выпуск четырех спектаклей, каждый из которых посвящен современному поэту, сообщили в Новом Театре.

О человеке, который при жизни шагнул в вечность: в Новом Театре представили первый спектакль из уникального поэтического цикла
Фото предоставлено пресс-службой Нового Театра

Героиня премьерного спектакля Мария Ватутина – известная поэтесса, лауреат множества премий, автор стихов о простых людях мегаполисов и деревень. Книг Ватутиной ждут, а ее поэтические вечера проходят при аншлагах.

Сама постановка является новым жанром в поэтическом театре. Это не привычный вечер поэзии, а настоящий спектакль, поставленный по специально созданной пьесе Алексея Зензинова, с продуманной драматургией, персонажами, артистами, сценографией, музыкой, светом и прочими театральными элементами.

Мария Ватутина предстает в трех ракурсах: актриса Дарья Дуженкова играет роль поэта Ватутиной, артист Валентин Клементьев – своего рода мужское альтер-эго женщины-поэта, и, наконец, сама Мария, из уст которой звучат строки ее стихотворений.

О человеке, который при жизни шагнул в вечность: в Новом Театре представили первый спектакль из уникального поэтического цикла
Фото предоставлено пресс-службой Нового Театра

– В одной из сцен спектакля произнесены важные слова, определяющие суть Ватутиной-поэта и Ватутиной-человека. Героиня спрашивает сама себя: есть ли стихи, которые можно отдать вечности? И вот, на мой взгляд, Ватутина – поэт, которого можно отдать в вечность. Она вырастила себя и стала поэтом с большой буквы, – сказал режиссер Сергей Глазков.

По мнению режиссера, поэт – это не что-то отдельное от человека, «поэт – это и есть, прежде всего, человек».

– Сложно представить себе плохого человека, который является при этом хорошим поэтом. Он может быть достаточно самобытен, сложен, полон противоречий – как Есенин, Маяковский, Цветаева. Но, когда поэт состоялся, в нем состоялся сам человек. Эти слова о вечности для меня как для режиссера – определяющие. Мы не ставим спектакль про некоего «интересного человека». Мы ставим спектакль про человека, который при своей жизни шагнул в вечность, – поделился Сергей Глазков.

О человеке, который при жизни шагнул в вечность: в Новом Театре представили первый спектакль из уникального поэтического цикла
Фото предоставлено пресс-службой Нового Театра

Визуальная заставка спектакля выполнена художницей Алисой Меликовой – это падающий снег и парящее в воздухе название спектакля. В глубине за прозрачной сеткой – мир поэта: столы, заваленные книгами и рукописями. Фотография в рамке, чайные чашки, лампа, комнатные цветы.

Задник – огромное окно, переносящее действие в разные реальности. Это может быть безликий урбанистический пейзаж, скромное сельское кладбище, Андреевский спуск в Киеве, Елоховский собор в Москве. Здесь поэт работает, творит…

О человеке, который при жизни шагнул в вечность: в Новом Театре представили первый спектакль из уникального поэтического цикла
Фото предоставлено пресс-службой Нового Театра

– Главная мысль нашего спектакля в том, что путь поэта как человека и как творца – это евангельский путь со страданиями, с жертвами по отношению к себе, к близким, к друзьям. Все ради того, чтобы поэзию продолжать в принципе – как род искусства. Длить и длить ее в русской культуре, – рассказала Мария Ватутина.

На авансцене – пространство артистов, где Дарья Дуженкова и Валентин Клементьев открывают для зрителей правдивую историю жизни Марии Ватутиной.

О человеке, который при жизни шагнул в вечность: в Новом Театре представили первый спектакль из уникального поэтического цикла
Фото предоставлено пресс-службой Нового Театра

– Я играю живого человека, который находится вместе со мной на сцене. И это непростая задача – сыграть такую яркую личность в полном объеме. Приходится брать некое зерно. И подчас оно не вполне идентично героине, – поделилась Дарья Дуженкова. – Конечно, я не могу сказать, что абсолютно достоверно сыграла все, что есть в Марии Ватутиной. Но важнейшую часть ее образа – прежде всего, ее мужество (в пьесе есть фраза: у тебя, Маша, мужской характер) – вот это я пыталась донести через свою роль. Играть своего современника, реального человека, да еще стоящего рядом с тобой, разумеется, гораздо сложнее, чем придуманного персонажа пьесы. Но и гораздо интереснее.

Идея проекта ПОЭЗИЯ.DOC. принадлежит худруку Нового Театра Эдуарду Боякову.

Обращаясь к зрителям перед началом спектакля, он отметил, что «как бы ни были нам дороги русская классика, зарубежная драматургия, современная отечественная литература, поэтический театр для нас является высшей формой театрального искусства».

О человеке, который при жизни шагнул в вечность: в Новом Театре представили первый спектакль из уникального поэтического цикла
Фото предоставлено пресс-службой Нового Театра

– Поэзия – наша антропологическая цель. Человек должен брать на себя обязательства присяги по отношению к логосу. Это не означает, что все должны писать стихи. Но каждый из нас должен их читать. Потому что именно стихами живет русский язык, – подчеркнул Эдуард Бояков.

Следующий спектакль проекта ПОЭЗИЯ.DOC. состоится 28 декабря 2023 года. Его героем станет поэт Игорь Караулов. Кроме того, героинями постановок станут Анна Долгарева и Анна Ревякина. В течение сезона 2023-2024 года состоятся все четыре премьеры. Проект ПОЭЗИЯ.DOC реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

0
2
Сохранить
Поделиться: