В какого Бога верит Кьеркегор? - Православный журнал «Фома»
В какого Бога верит Кьеркегор?

В какого Бога верит Кьеркегор?

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Код для вставки
Код скопирован

Вопрос читателя:

Как вы относитесь к философии Кьеркегора? В работе "Страх и трепет" он смотрит на поступок Авраама с точки зрения этики и приходит к отвратительным выводам: Авраам убийца. Но, по большому счёту, он смотрит на  поступок с точки зрения веры и понимает, что есть отношения, превосходящие этические нормы и правила.

«Несравненно более высоким, чем нравственное, характеризующее отношения между людьми, является религиозное, характеризующее отношения между человеком и Богом. Поэтому", – убеждён Кьеркегор. Авраам «перешагивает через всё этическое, и вне его он обретает более высокий telos [лат. – цель], в отношении к которому он и устраняет этическое». В рамках такого понимания соотношения религиозного и этического можно пожертвовать человеком, в частности, любимым сыном ради «абсолютного отношения к абсолюту». Мне непонятна трактовка, которую этой работе Кьеркегора дает П.П. Гайденко. В одной частной беседе она отметила, что в своей демонической и абсурдной вере Кьеркегор и самого Бога видит ироником (именно Бог-ироник призывает Авраама убить сына). Но Бог-ироник, утверждает П.П. Гайденко, не есть Бог, несущий благо, это — «Бог-злодей». В своей вере в "злого Бога" Кьеркегор приближается к манихейству и впадает в двусмысленную ироническую веру: это и вера, и неверие. П.П. Гайденко полагает, что Кьеркегор, всю жизнь искавший Бога, так и не обретает Его полностью, потому что в вере в злого Бога нет избавления от иронии, а значит, нет полноты веры.

Я запуталась. Когда читала Кьеркегора, мне казалось иначе, а мнение Гайденко сбило.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Божие на Вас Благословение! Сперва, чтобы напомнить об истории Авраама и Исаака, даю ссылку на материал об этом и о жертвоприношениях вообще: Если Бог – любовь, зачем жертвоприношения? (внутри есть еще гиперссылка) и на текст Авраам: центральная фигура Ветхого Завета.

А вот дальше вопрос, конечно, очень специальный, и я обратился к хорошо знакомому философу и научной литературе, чтобы вспомнить текст Кьеркегора и ответить на Ваше недоумение (на всякий случай в скобках замечу, что такие вопросы рекомендуется задавать, если Вы учитесь в вузе, Ваши преподавателям, потому что философия – область достаточно специализированная, и лучше тут искать мнения специалиста).

Итак, безусловно, Серен Кьеркегор был истово, ревностно верующим христианином-лютеранином, и никакой веры в злое манихейское божество у него нет и быть не может. В действительности, у Кьеркегора было очень тонкое, углубленное видение тех путей, какими сознание человека может приходить к вере и Богу. В своих книгах он описал целую серию весьма различных таких путей, где важное место занимают абсурд, парадокс, ирония. Однако как раз в том сценарии пути к вере, какой дан в книге «Страх и трепет», главную роль играет совсем не ирония, а открытый Кьеркегором сложный и важный феномен сознания, который именуется «промыслительная приостановка этического», или проще — временное снятие нравственного суждения о происходящем. Это явление, как и вся философия Кьеркегора, отчетливо разобрано в книге С.С. Хоружего «Фонарь Диогена».

У этой философии очень сложное строение и состав, не стоит пытаться объять всю, лучше довести до конца понимание «Страха и трепета». И надо учесть следующие моменты, которые могут привести к ошибочному пониманию (помимо неверного утверждения о вере Кьеркегора в манихейское божество):

  • «полнота веры» равносильна актуальному соединению с Богом, на языке Кьеркегора это почти уже то, что в православии «обожение», и в реальной религиозной жизни ее нет ни у кого, вся речь — лишь о ПУТИ к ней,
  • абсурд, парадокс, ирония — у Кьеркегора это всё разные содержательные языки, на каждом из которых пишется свой, другой путь к вере,
  • в частности, есть путь чрез иронию, и цель его вовсе не ставится как «избавление от иронии». Ирония у Кьеркегора – это целый набор очень разных формаций иронии, сквозь которые человеку нужно пройти к тем особым, которые вплотную приближают к вере. Такие есть, и поэтому правильней говорить, что ирония — отнюдь не начало, противное вере, но, наоборот, один из путей к вере.

Представления же самой П.П. Гайденко о христианстве слишком философски и приблизительны. Ее трактовка Кьеркегора груба и неверна во множестве вещей, мотивов, деталей. Причем этого нельзя ей ставить в укор: надо просто понять, что написана книга в начале 60-х, в пору абсолютного духовного невежества так называемого «образованного общества» СССР. И в таком обществе она сыграла большую благую (!) роль, а сегодня можно осмыслять Кьеркегора и множество других вещей уже в полноте, имея представления и о христианстве.

И на всякий случай: осмысляя свое христианство и выстраивая собственный путь духовной жизни, разделяйте сферу профессиональных (учебных) интересов и собственную жизнь. И свой путь я Вам категорически советую строить и основывать на самых традиционных вещах – личной молитве, участии в богослужениях, советах священника, которому Вы исповедуетесь (или будете исповедоваться), читая Священное Писание и святых отцов и сверяя их опыт с собственной жизнью, а свой опыт – с их жизнью.

Помоги Вам Бог!

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (8 голосов, средняя: 4,88 из 5)
    Загрузка...
    Поделиться:

    • Денич
      Денич2 года назадОтветить

      Спасибо за столь взвешенный ответ!

    Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь