Когда в конце 1990-х проводили капитальный ремонт Третьяковской галереи, меняли истертые мраморные ступени, которые вели в гардероб. На обратной стороне ступеней обнаружили выбитые имена героев 1812 года. Ступени в гардероб были сделаны из мрамора памятных досок храма. Ступени теперь находятся в музее храма. Фото Владимира Ештокина
В этом году исполняется 200 лет победе России в Отечественной войне 1812 года. Одновременно это и юбилей главного храма нашей страны — храма Христа Спасителя, ведь воздвигнут он был как памятник мужеству русского народа и в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия.
За всем, что случилось в течение последних двух веков, та война словно бы померкла, стала казаться чем-то менее страшным и менее серьезным, нежели более поздние события, память о которых все еще сильна в нашем обществе. Даже ее масштабная панорама, написанная Львом Толстым, не меняет ситуацию. Первая мировая, революция, Великая Отечественная… после всего этого к героям 1812 года мы зачастую стали относиться как к декоративным персонажам из очень далекого прошлого, воспринимая те события через призму «Гусарской баллады», а вовсе не через сцены пылающей Москвы из «Войны и мира». Пышные наряды, бутафорские мундиры… Своего рода игра в солдатики.
Отчасти это отношение перенеслось и на храм Христа Спасителя.
Если сегодня о нем и заходит речь, то лишь применительно к событиям новейшей истории. Возрождение храма, споры вокруг него в последние годы. И если не знать, для чего и как он был построен, если не чувствовать того глубокого переживания, которым были движимы его строители, то неудивительными кажутся вопросы: почему надо было так много сил тратить на восстановление этого храма, зачем он вообще нужен? Почему именно к нему такое особое отношение и внимание со стороны самых разных людей?
Но ответ прост. Можем ли мы представить сегодня, чтобы был взорван, скажем, мемориал на Мамаевом кургане, и чтобы потом от его реставрации отмахнулись, сославшись на то, что, мол, есть масса более важных вещей?..
Храм Христа Спасителя стал настоящим символом минувших двухсот лет. Его строительство было непростым само по себе, да и к тому же пришлось на решающее для всей страны время. Его разрушение ознаменовало коренной перелом в жизни России. Его возрождение — попытка исправить ошибки и загладить вину. Не только перед Церковью, но и перед теми героями 1812-го, которых уже давно нет с нами и которых мы некогда лишили главного памятника их славы.
В этой Теме номера мы решили рассказать, как величественные и трагические моменты истории России сплелись с судьбой храма, который мы, к сожалению, нередко воспринимаем лишь как красивый «открыточный» символ страны.