Успение

Успение — один из двенадцати важнейших праздников в годовом богослужебном круге, который он и завершает. Он относится к Богородичным, то есть посвящен Божьей Матери. А одно из его народных названий — «летняя Пасха».

Успение Пресвятой Богородицы

Успением Пресвятой Богородицы называется конец Ее земного пути, то есть телесная смерть. Но про Божью Матерь не принято говорить «умерла», а скорее — «уснула». Ведь не только Ее душа отправилась на Небо — Христос забрал и Ее тело из гробницы, где она как бы спала, ожидая, когда Сын придет за Ней.

После Вознесения Господа Дева Мария жила в Иерусалиме, много молилась, и однажды перед Ней, как и много-много лет назад, предстал архангел Гавриил. Когда-то он принес Пречистой весть о том, что через девять месяцев Она родит Сына Божьего. А теперь он принес весть о том, что Господь через три дня возьмет Ее в Свои небесные обители.

В назначенный день в доме, где жила Богоматерь, собрались многие любившие Ее люди. В том числе апостолы, проповедовавшие в разных городах и странах, но по воле Божьей оказавшиеся в этот важный час вместе. Близкие не могли сдержать слез, а Она утешала их, обещая стать Заступницей за каждого перед Престолом Божьим. Она попросила похоронить Ее в пещере, где покоились Ее родители и супруг Иосиф Обручник. Согласно преданию, Христос спустился на землю, чтобы принять Ее душу. И Пречистая, не испытывая ни боли, ни страха, на глазах у присутствующих как будто спокойно уснула.

Погребение Богоматери сопровождалось многими чудесами. А через несколько дней после него в Иерусалим прибыл один из опоздавших на прощание апостолов (вероятно, Фома). Из любви к нему другие согласились открыть гробницу, но тела внутри не оказалось — Господь забрал его. Вечером того же дня Пресвятая Дева явилась ученикам Божьим во время их трапезы со словами: «Радуйтесь, так как с вами буду всегда».

Так произошло событие, которое на протяжении столетий вспоминают христиане всего мира. И все они, следуя призыву Богородицы, радуются, ощущая Ее присутствие, помощь и поддержку в своей жизни.

Дата Успения 2022

Успение — непереходящий праздник, то есть дата его из года в год одна и та же в большинстве христианских Церквей. Православные верующие, живущие по юлианскому календарю, всегда отмечают его 28 августа, и 2022 год не будет исключением. Католики и православные, пользующиеся григорианским летоисчислением, празднуют почти на две недели раньше, 15 августа. В ближайшее к этому числу воскресенье встречают Успение и в Армянской Апостольской Церкви (в 2022 году это и будет 15 августа).

В календаре Русской Православной Церкви такие большие праздники растягиваются на несколько дней. Саму дату окружают дни предпразднества и попразднества. В этот период на богослужениях звучат молитвы и песнопения, рассказывающие о событии. Таким образом, Успение празднуется в течение десяти дней: один — предпразднество (27 августа), еще восемь дней — попразднество, а отдание приходится на 5 сентября.

На самом деле, число и даже месяц земной смерти Пречистой неизвестно. Зато известно, что в древней Церкви был отдельный праздник, посвященный Богоматери. Только одни христиане отмечали его в конце лета, а другие — в январе (кстати, и сейчас Русской Церковью на следующий день после Рождества празднуется Собор Пресвятой Богородицы). Для воспоминания именно об Успении дата была назначена Константинопольским императором Маврикием в конце VI века. И до сих пор христиане живут согласно этому установлению.

А вскоре, 14 сентября (1 сентября по старому стилю), Православная Церковь будет отмечать новолетие. Светский календарь с 1700 года отсчет ведет с января. А церковный — по сей день начинает отсчет с нового периода, принятого в еще Римской империи для административных нужд (индикта), что позволяет сохранить веками выстраиваемую логику. Все важнейшие события христианской истории составляют неслучайный и понятный обычному человеку ряд: начинается год с Рождества Богородицы — 21 сентября, а заканчивается Ее Успением — 28 августа.

Успение — праздник. Почему?

Богоматери за три дня до кончины было известно, что пришло Ее время умирать. Она сообщила об этом близким, дала последние распоряжения и стала ждать Своего часа. Все, кто пришли попрощаться с Ней, горевали и плакали. А Дева Мария была радостна и спокойна — ведь Она шла к Своему Сыну. Она утешала окружающих и обещала для каждого из них быть Заступницей перед Господом. И по сей день верующие почитают Ее как главную небесную помощницу и обращаются к Ней при всякой нужде.

Но не этим объясняется главная радость праздника. Считается, что Сам Господь принял Ее душу, а через несколько дней вознес на Небо во плоти. Она первой из людей прошла по тому пути, который уготован христианам в конце времен. И хотя догмата о телесном воскресении Девы Марии нет, именно так воспринимается Ее кончина и последующее восхождение на Небо.

Почему Успение праздник, объясняет святитель Григорий Палама: «Для всех Она была единственной опорой и утешением, всячески содействуя благовестию Евангельскому и, ясно являя Сама на Себе и жизнь исполненную борьбы, и господство над умом и словом. Поэтому, конечно, живоносна и смерть Ее, переводящая в Небесную и бессмертную жизнь; и воспоминание ее есть радостный праздник и всемирное торжество».

И надежды на небесную помощь Богоматери в земном мире, и отсвет будущей вечной жизни создают неповторимую атмосферу этого праздника, когда все печали и скорби растворяются в великой и таинственной радости.

Богослужение Успения

В богослужебной жизни события Успения упоминаются уже накануне самого праздника, в день предпразднества. Песнопения этого дня приглашают верующих достойно проводить на небо Пречистую.

Непосредственно празднование начинается вечером 27 августа на Всенощном Бдении. Во время него звучат стихиры, сопоставляющие Успение с важнейшим событием в жизни Девы Марии — Рождением Сына Божьего — и восхваляющие «дивное чудо: Источник Жизни во гробе полагается». Читаются паремии (фрагменты из Ветхого Завета), традиционные для богородичных праздников. Евангелие, также привычное для дней, посвященных Богоматери, рассказывает о встрече Девы Марии с праведной Елизаветой. Каноны Успения, входящие в вечернее бдение, были написаны святым Космой Маюмским («Преукрашенная») и святым Иоанном Дамаскимным («Отверзу уста»).

Утром 28 августа совершается Литургия, на которой читаются также обычные для богородичных праздников отрывки из Апостола и Евангелия.

Отличительной особенностью Успения стал Чин Погребения Пресвятой Богородицы. Он составлен по подобию утрени Великой субботы. Полное название этой необычной службы, согласно изданному на русском языке в XIX веке тексту, «Похвала, или священное последование на святое преставление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Одно время эта служба была очень популярна в России, а в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры даже был установлен отдельный праздник взятия на небо Богоматери (17/30 августа). Потом эта служба была почти забыта, а сейчас во многих храмах она возобновлена и может совершаться в ближайшие к празднику дни. Во время нее на середину храма, как и в Страстную пятницу, выносится плащаница Богородицы (или икона), к которой прикладываются верующие и с которой совершается крестный ход вокруг храма.

Попразднество, то есть период, когда Церковь продолжает на богослужении вспоминать о событиях Успения, длится до 5 сентября (23 августа ст. ст).

Год Успения

Доподлинно неизвестно, сколько лет было Богородице, когда она преставилась. После Воскресения и Вознесения Сына Божьего Дева Мария большую часть времени проводила в Иерусалиме, где жила в доме святого Иоанна Богослова. Именно ему первому она сообщила о том, что совсем скоро Ей предстоит оставить земной мир. Но попрощаться с Ней прибыли из разных краев и другие апостолы. И именно сохранившиеся о них сведения позволяют предполагать, в каком году случилось Успение Богородицы.

Ориентировочно в 64 — 67 годах были убиты апостолы Павел и Петр, согласно преданию, присутствовавшие и в последние часы Ее жизни, и во время погребения. Соответственно, скончалась Божья Матерь раньше 64-го года.

Считается, что евангелист Лука побывал в Иерусалиме, встретился с Богоматерью и написал Ее образ в 60-ом году. Повествование Деяний святых апостолов, автором которых также был Лука, обрывается около 62-го года. Очевидно, что если бы такой значительный эпизод, как Успение Пречистой, произошел одновременно с описанными в книге событиями, святой не смог бы его пропустить. Значит, почти через 30 лет после Воскресения Христова Дева Мария была еще жива, и скончалась между 62-ым и 64-ым годами.

Косвенным подтверждением такой хронологии можно считать следующий момент: в древности ряд христиан почитали Пречистую как мученицу. Причина такого восприятия заключается, скорее всего, в том, что Богоматерь умерла в самом начале Нероновых гонений на христиан, происходивших как раз в 60-е годы первого столетия. В преддверии такого тяжелого для христиан периода Богоматерь отправилась на Небеса, чтобы оттуда заботиться об угнетаемых и укреплять мучеников. Древние исповедники страдали за Христа, но верили, что с концом земной жизни не заканчивается жизнь души, и что там, в загробном мире, они не будут одиноки.

День Успения (почему именно эта дата выбрана, история)

В христианской традиции распространён обычай устанавливать день памяти того или иного святого в день его кончины. Для верующего человека конец земного пути — это не конец пути души, но начало новой жизни и встреча с Богом. События последних земных дней Богородицы как нельзя лучше демонстрируют это. Но примечательно, что Ее Успение было решено праздновать в день, который верующие уже привыкли посвящать чествованию Девы Марии, а не наоборот.

Дело в том, что основную информацию о жизни Богоматери мы черпаем из апокрифической литературы. В Священном Писании о Ней сказано совсем немного. Никаких точных данных о том, когда Она родилась и когда умерла, не сохранилось. При этом еще при жизни Матерь Божья особо почиталась учениками Христа как близкий, родной человек. И вполне логично, что эта любовь к Ней передалась и следующим поколениям христиан, которые еще до официального соборного решения прославляли Ее. Повсеместно, но не централизовано стали появляться праздники, связанные с Ее именем. Одной из распространенных дат для особой молитвы, обращенной к Богоматери, стало 15 (28) августа. Еще одна дата, установленная в других церковных общинах, приходилась на январь.

Считается, что окончательное решение о праздновании Успения в конце лета принял византийский император Маврикий, связав праздник со своей военной победой. И со временем эта дата стала общей для всех христиан.

Даты тех или иных событий, отмечаемых Церковью, в большинстве случаев условны. Более-менее точно мы можем знать только, когда произошло Воскресение Христово. И то каждый год дата праздника рассчитывается по пасхалии, а не отмечается одного и того же числа, определенного раз и навсегда. Даже в расчеты о начале новой эры, возможно, закралась ошибка, и первый ее год на самом дела начался несколько раньше, чем мы привыкли думать. Но для верующего человека важно не конкретное число и время, а сами события, создавшие совершенно новую для человечества систему жизненных координат.

История праздника Успения Богородицы

Почитать Деву Марию как Родительницу воплотившегося Господа на общецерковном уровне стали только в V веке, когда решение об этом было принято на Вселенском Соборе в Эфесе. И только после этого в календаре стали устанавливаться праздники, посвященные Богоматери. Впрочем, и раньше в некоторых Церквях были посвященные Ей дни года. Так, иерусалимские верующие ежегодно 15 августа праздновали память Пречистой. А вслед за ними особо почитать Ее в этот день стали и в константинопольском Влахернском храме (том самом, в котором позже произойдет еще одно знаковое событие, связанное с Ее именем, — Покров Пресвятой Богородицы). Только праздновали древние верующие совсем не то, что мы сегодня — они вспоминали событие, произошедшее на пути Девы Марии и Иосифа в Вифлеем, то есть незадолго до появления на свет Младенца. И скорее этот праздник напоминает известный нам сегодня Собор Пресвятой Богородицы, который отмечается на следующий день после Рождества. Кстати, копты похожий праздник отмечали как раз в декабре, ближе к 25 декабря, когда принято было праздновать Его приход в мир.

В V веке уже сложно было восстановить хронологию событий. Мало кто мог точно сказать даже, в каком месяце родился Христос. И уж тем более никто не мог назвать дату Успения Пречистой. В 595 году в Константинополе император Маврикий выбрал для воспоминания о последних днях Богородицы на земле посвященный Ей летний день, то есть 15 августа. На это решение повлиял тот факт, что именно эта дата стала датой его победы над персами. Можно было бы сказать, что в выборе между празднованием Успения зимой или летом все решили обстоятельства. Но если посмотреть, какой глубокий смысл несет в себе распределение праздников по всему году, то становится понятно, что их установление не случайно, а промыслительно.

Иконы Успения

В центре композиции икон Успения изображено предсмертное ложе Богоматери. Она лежит на нем в окружении апостолов и последователей Спасителя (количество их может быть различным), а над Ней возвышается Христос. Мы привыкли видеть Матерь Божью с Младенцем на руках, а здесь Он сам держит новорожденного ребенка, символизирующего душу Девы Марии. Ангелы небесные наблюдают за этим трогательным, печальным и в то же время светлым моментом.

К этой сюжетной основе разнообразие добавляют различные детали. Так на некоторых иконах можно увидеть свечу, которая символизирует не только молитву, но и преображение тленного тела в иное бытие. На других иконах могут быть видны открытые небесные врата.

Бывает, что на переднем плане изображен человек с отсеченными руками. Это напоминание о том, что не все с почестями провожали Пречистую — были и те, кто со злобой относился к происходящему. Так некий иудей Афоний хотел опрокинуть одр Богоматери, но Ее защитил ангел с мечом. Испугавшись, Афоний обратился к Деве Марии, и получил исцеление. Это чудо напоминает каждому христианину о том, что даже после ошибок и падений раскаяние, вера и надежда могут спасти душу.

Облака с фигурками людей на них в верхней части иконы иллюстрируют чудесное прибытие апостолов в Иерусалим для прощания с Богородицей.

Смысловое разделение иконы на две части, в одной из которых мы видим смерть, а в другой — вечную жизнь, цветовая гамма, мандорла (светящийся продолговатый нимб вокруг фигуры Христа) — все это создает настроение иконы, в которой гармонично сочетаются и светлая печаль, и ликующая радость.

Икона Успения, XIV век
Икона Успения, XVI век
Икона Успения, XIV век

Сайты храмов Успения

Успению посвящено множество храмов, в том числе кафедральные соборы многих российских городов. Даже главный собор Московского Кремля — Успенский. Только в столице и в Подмосковье Успенских храмов более десятка, а по всей России их и вовсе не сосчитать.

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Путинках: https://uspenie. com/

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Успенском вражке: http://uspenie. ru

Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Успенское: http://uspenskoe. cerkov. ru

Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Шарапово: http://uspenie-sharapovo. ru/

Успенский Собор на Звенигородского Городке: http://zvensobor. ru/

Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор: https://www. smolsobor. ru

Свято-Успенский кафедральный собор г. Владимира: http://sobor33.ru

Успенский кафедральный собор г. Астрахани: http://astrsobor. ru

Храм Успения Божьей Матери во Владивостоке: http://vladhram-uspenie. ru

Храм Успения в Новосибирске: http://uspenie-nsk. cerkov. ru

Храм Успения в Покровске (Энгельсе): http://uspeniya. cerkov. ru

Храм Успения Пресвятой Богородицы Оптинского подворья в Санкт-Петербурге: https://spb. optina. ru

Акафист Успению

Предание гласит, что, когда Богородица предала дух, зазвучало множество голосов ангельских, воспевавших Пречистую. Слышавшие чудесное пение апостолы присоединились к нему и тоже стали славить Матерь Божью. Они взяли тело Ее и понесли к Гефсиманскому саду, к пещере, где Она завещала похоронить ее. Процессию сопровождало два хора — земной и небесный, а от тела Ее исходило благоухание. И когда прислонили камень к двери гроба, долго еще звучали возле него ангельские голоса.

Акафист — это особая форма церковной поэзии, появившаяся довольно поздно. Но примечательно, что самый первый такой текст был посвящен именно Богородице. Сегодня существуют десятки таких хвалебных гимнов, посвященных Господу, Его Матери и святым. Только самый первый, называемый Великим, акафист включен в церковную богослужебную жизнь. Остальные читают или поют в храме по договоренности или дома как в качестве просьбы о помощи, так и в знак благодарности.

Акафист Успению как будто делает исполняющих его участниками той процессии, которая провожала Богоматерь в последний Ее земной путь две тысячи лет назад.

Молитвы Успения

О, Пресвятая Богородице Дево, Владычице, вышшая Ангел и Архангел и всея твари Честнейшая, ангельское великое удивление, пророческая высокая проповедь, апостольская преславная похвало, святителей изрядное украшение, мучеников крепкое утверждение, иноков спасительное наставление, постников неизнемогающее воздержание, девствующих чистото и славо, матерей тихое веселие, младенцев мудросте и наказание, вдовиц и сирых Кормительнице, нагих одеяние, болящих здравие, пленников избавление, по морю плавающих тишино, обуреваемых небурное пристанище, блуждающих нетрудная Наставнице, путешествующих легкое прохождение, труждающихся благое покоище, в бедах сущих скорая Заступнице, обидимых Покрове и прибежище, ненадеющихся надеяние, требующих Помощнице, печальных присное утешение, ненавидимых любовное смирение, грешников спасение и к Богу присвоение, правоверных всех твердое ограждение, непобедимое поможение и заступление! Тобою нам, Владычице, Невидимый видим бысть, и Тебе мольбу приносим, Госпоже, грешнии раби Твои: О Премилостивая и Пречудная Света умнаго Царице, рождшая Царя Христа, Бога нашего, Живодавца всех, от небесных славимая и от земных хвалимая, ангельский уме, светозарная звездо, святых Пресвятейшая, Владычице всех тварей, Боголепная Девице, Нескверная Невесто, палато Духа Пресвятаго, огненный Престоле Невидимаго Царя, небесный кивоте, носило Слова Божия, огнеобразная колеснице, покоище Живаго Бога, неизреченное составление плоти Христовы, гнездо Орла Небеснаго, Горлице Богогласная, Голубице кроткая, тихая и незлобивая, Мати чадолюбивая, милостей бездно, развергающая тучу гнева Божия, неизмеримая глубино, неизреченная тайно, несведомое чудо, нерукотворенная Церкве Единаго Царя всех век, благоуханное кадило, честная багрянице, Боготканная порфиро, душевный раю, живоноснаго сада отрасле, цвете прекрасный, процветший нам небесное веселие, грозде спасения нашего, чаше Царя Небеснаго, в нейже растворися от Духа Святаго вино неисчерпаемыя благодати, Ходатаице закона, зачало истинныя веры Христовы непоколебимый столпе, мечу ярости Божия на богопротивных, бесов устрашение, во бранех побеждение, христиан всех неложная Хранительнице и мира всего известное спасение!

***

О, Всемилостивая Госпоже, Дево Владычице, Богородице, услыши нас, молящихся Тебе, и яви милость Твою на людей Твоих, моли Сына Своего избавитися нам от всякаго зла и сохрани обитель нашу и всяку обитель, и град, и страну верных, и люди, благочестно прибегающия и призывающия имя Твое святое, от всякия напасти, губительства, глада, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от всякия болезни и всякаго обстояния, да ни ранами, ни прещением, ни мором, ни всяким праведным гневом Божиим умалятся раби Твои. Но соблюдай и спасай милостию Своею, Госпоже, за ны молящися, и полезное благорастворение воздуха во времени плоднаго приношения нам даруй. Облегчи, возстави и помилуй, Премилостивая Владычице, Богородице препетая, во всякой беде и нужде сущия. Помяни рабы Твоя и не презри слез и воздыхания нашего, и обнови нас благостию Своея милости, да со благодарением утешаемся, обретше Тя Помощницу. Умилосердися, Госпоже Пречистая, на немощныя люди Твоя, Надеждо наша. Разсеянныя собери, заблудшия на путь правый настави, отпадшия от благочестивыя отеческия веры паки возврати, старость поддержи, юныя вразуми, младенцы воспитай и прослави славящия Тя, изряднее же — Церковь Сына Твоего соблюди и сохрани в долготу дний.

***

О, Милостивая и Премилостивая Царице Небесе и земли, Богородице Приснодево! Ходатайством Твоим помилуй страну нашу и воинство ея и вся православныя христианы, сохраняющи их под кровом милости Твоея, ризою Твоею честною защити и моли из Тебе воплощшагося без семене Христа, Бога нашего, да препояшет ны свыше силою на вся видимыя и невидимыя враги наша. Спаси же и помилуй, Госпоже, Великаго Господина и Отца нашего (имярек), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы и весь причет церковный, и весь монашеский чин, и вся правоверныя люди, поклоняющияся и молящияся пред честною Твоею иконою. Призри на всех нас призрением милостивнаго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети очи сердечныя ко зрению спасения, милостива нам буди зде и на Страшнем Суде Сына Твоего о нас умоли, преставльшияся во благочестии от жития сего рабы Твоя в вечней жизни со Ангелы и Архангелы и со всеми святыми причти, да одесную Сына Твоего Бога предстанут, и молитвою Твоею сподоби вся православныя христианы со Христом жити и радости ангельския в Небесных селениих наслаждатися. Ты бо еси, Госпоже, слава Небесных и упование земных, Ты наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе и Твоея святыя помощи просящих. Ты Молебница наша теплая к Сыну Твоему и Богу нашему. Твоя Матерняя молитва много может на умоление Владыки, и Твоим предстательством ко Престолу благодати Пресвятых и Животворящих Его Тайн приступати дерзаем, аще и недостойнии. Темже всечестный образ Твой и рукою Твоею держимаго Вседержителя видяще на иконе, радуемся, грешнии, со умилением припадающе, и любовию сей целуем, чающе, Госпоже, Твоими святыми Богоприятными молитвами дойти Небесныя безконечныя жизни и непостыдно стати в день судный одесную Сына Твоего и Бога нашего, славяще Его купно со Безначальным Отцем и Пресвятым, Благим, Животворящим и Единосущным Духом, во веки веков. Аминь.

Тропарь Успению

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Перевод:

При рождении Христа Ты, Богородица, сохранила девство и по преставлении не оставила мира; Ты перешла к вечной жизни, Мати Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.

Кондак Успения

В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование/гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Перевод:

Богородицу, в молениях неустанную и в ходатайствах надежду неизменную, гроб и омертвение не удержали, ибо к жизни перенёс Её, как Матерь Жизни, Вселившийся в Ее утробу вечнодевственную.

Значение Успения Богородицы

Одно из названий праздника Успения — «Богородичная Пасха». В нем отражаются смысл и значение этого дня для христиан. Сын Божий пришел на землю, чтобы Своей Крестной жертвой искупить человеческий грех и победить тление и смерть. Богочеловек воскрес из мертвых и показал людям путь вечной жизни. А Богородица стала первой воскресшей из людей. Ее Успение показало, что ждет после Его второго пришествия тех, кто до конца будет предан Христу.

Пресвятая Богородица Своим примером учит каждого из нас жить чистой, богоугодной жизнью и не бояться смерти. «Кончина эта дает нам самый замечательный пример того, как надо умирать православному человеку», — говорит святой Иннокентий Херсонский. Церковнославянское слово «успение» напоминает, что смерть нужно воспринимать как сон, после которого происходит пробуждение в жизнь вечную. И об этом мы вспоминаем каждый раз, когда молимся об упокоении наших усопших близких. Нам больно с ними расставаться, как было больно и апостолам прощаться с Божьей Матерью, но есть надежда на встречу.

«Летняя Пасха» стала одни из любимых праздников для верующих всего мира еще и потому, что Божья Матерь воспринимается как заботливая мать, не оставляющая детей ни при каких обстоятельствах. Именно к Ней обращаются с молитвой в самые тяжелые моменты жизни, Ее просят стать Заступницей перед Ее Сыном, умолить Его о прощении и милости.

То, какое большое значение имеет Успение Богородицы для христиан, подтверждает и множество храмов и монастырей, посвященных этому празднику.

Как после завершения празднования Пасхи Христовой верующие хранят пасхальную радость в своем сердце всегда, так и Успение не уходит из памяти, тем более, когда приходится прощаться и хоронить близких. Митрополит Антоний Сурожский говорил в одной из своих проповедей (2 сентября 1990 г.): «Отдадим же этот праздник, дадим его в вечность; но будем помнить, что мы его обретем в свое время, когда сами, пройдя узкими вратами смерти, войдем в вечность Божию».

Открытки-поздравления с Успением

В праздник хочется поделиться радостью и настроением с друзьями и знакомыми. И в сети есть огромное количество открыток, посвященных Успению. Но, делая рассылку, помните, во-первых, что не все любят такого плана внимание. А во-вторых, что даже самые простые, но от души сказанные или написанные слова, бывают дороже яркой, но шаблонной картинки. Впрочем, бывают и вполне интересные, со вкусом выполненные открытки-поздравления с Успением.

Успение в искусстве: картины известных художников

Сцена Успения Богородицы запечатлена не только на иконах, но и в работах многих художников. Вот самые известные из них:

Успение Караваджо

Точное название картины итальянского художника Микеланджело да Караваджо — «Смерть Марии». На ней в первую очередь изображен именно скорбный момент. Но если приглядеться, то в деталях можно увидеть не только реалистичное описание смерти, но и запечатленное в живописи таинство перехода души из вещественного мира в загробный. А в игре света и тени заметить предвестие того, что буквально через мгновение произойдет встреча Божьей Матери со Своим Сыном.

Успение

Успение Дюрер

Гравюра Альбрехта Дюрера «Успение Богородицы» входит в серию «Жизнь Марии», состоящую из 19 гравюр с изображением событий Ее жизни и титульного листа с Ее портретом. Отдельно от момента телесной кончины Богоматери художник изобразил «Вознесение и короновании Марии». А завершил серию гравюрой под названием «Прославление Марии».

Успение

Слушать песнопения Успения

Песнопения — это не просто красиво звучащие стихи. Это молитва, обращенная к Богу, Деве Марии, святым, форма общения с ними. Песнопения Успения рассказывают не только о событиях одного дня, но затрагивают множество связанных с ним тем. В них соединяются скорбь апостолов, участвующих в погребении Богородицы, и всеобщее ликование от Ее прославления. Внимательно вслушиваясь в слова и напевы, можно почувствовать, что все произошедшее в начале первого тысячелетия нашей эры имеет прямое отношение к живущему сегодня человеку.

Можно ли играть свадьбу на Успение?

Словосочетание «играть свадьбу» подразумевает большое количество гостей, накрытый стол, бурное гулянье. И может возникнуть вопрос, уместно ли такое празднество на Успение? Можно ли веселиться, когда Церковь вспоминает о смерти Божьей Матери?

Успение Богородицы — это праздник. Во-первых, потому что Матерь Божья долгие годы ждала встречи со Своим Сыном, и вот наконец пришло Ее время отправиться на Небеса. Значение этого события для Нее подчеркивает тот факт, что, как о рождении Сына, так и о приближении кончины, Деве Марии сообщил архангел Гавриил. Во-вторых, прощаясь с апостолами, Она обещала быть с учениками Христа, то есть и со всеми верующими, всегда. И после того как Христос забрал Ее к Себе, у каждого из нас появилась Заступница и Помощница. Воспоминания и размышления об этом не печальны, а радостны. А значит, неуместны будут в этот день тоска и уныние, а не веселье.

Но в вопросе о свадьбе на Успение есть и другие аспекты. Ведь прежде чем отмечать, нужно официально оформить отношения. Для воцерковленных молодоженов наверняка важна не столько роспись в ЗАГСе, сколько венчание. А оно не совершается в дни поста, которые предшествуют празднику, и в определенные дни недели (вторник, четверг, субботу), на которые непереходящий праздник может выпасть. Кроме того, возможность повенчаться в день большого церковного торжества нужно обсуждать в конкретном храме. Обычно паре все же предлагают выбрать другой день, чтобы разграничить общую радость о событиях, важных для всего христианского мира, и радость личную.

Но ситуации бывают разными. Может быть, супруги тихо расписались в дни поста, а теперь, когда период воздержания закончился, хотят отметить это событие с близкими. Может быть, венчание у них все же назначено на праздничный день. Может быть, именно эта дата для свадьбы была выбрана по настоянию многочисленных родственников. Да мало ли какие бывают обстоятельства.

Устроить свадебный праздник в день Успения можно. Но нужно не забыть при этом, какое значение имеет этот день для верующих. И, конечно, нужно помнить, что играть свадьбу не значит безудержно пить, шуметь и безобразничать, а значит разделить радость и надежды новообразованной семьи.

Есть ли пост в Успение Богородицы?

Пост в Успение Богородицы есть, если праздник выпадает на среду или пятницу. Но даже в таком случае предусмотрены послабления. Во-первых, потому что вспоминаемое событие настолько значительное и важное, что строго поститься в этот день даже как-то неуместно. А во-вторых, потому что верующие постились две недели перед праздником — с 14 по 27 августа включительно.

Успенский пост хоть и короткий, но считается таким же строгим, как и Великий. По уставу не разрешается есть не только мясо, молоко и яйца, но даже рыбу. Хотя, конечно, смысл поста не столько в пищевых ограничениях, сколько в духовном труде.

В период поста верующие стараются усилить молитву, отказаться от пустого времяпрепровождения, глубже заглянуть внутрь себя и, увидев свой грех, постараться избавиться от него с помощью покаяния. Именно такая работа над собой считается подготовкой к празднику, а не фанатичное исследование этикеток в магазине на предмет нахождения в составе того или иного продукта остатков молока или яичного порошка.

Тем не менее, пищевые ограничения более понятны и наглядны. Простота в еде становятся вспомогательным средством, позволяющим сосредоточиться не на бытовых вопросах, а на мыслях о спасении души.

Точно так же и в праздник трапеза — не главное. Она лишь дополнение к той духовной радости, которую испытывает человек, прошедший определённый путь — от начала поста до дня торжества. И даже в дни, которые в течение всего года постные, устав не лишает верующих этой приятной мелочи и разрешает в Успение есть рыбу и выпить немного вина. А полноценно разговеться можно на следующий день, на который тоже приходится пусть и не такой большой, но праздник: 29 августа Церковь отмечает Перенесение Нерукотворного образа Спасителя, или Третий Спас.

Ну а если праздник отмечается во все остальные дни недели (а это бывает все же чаще, чем совпадение со средой или пятницей), то поста в Успение и вовсе нет.

Что нельзя делать в Успение

Христианство не регламентирует каждый шаг верующих и не даёт рекомендаций о том, что можно и что нельзя делать в Успение.

Очевидно, что в этот день по возможности не нужно пропускать праздничную службу. Но для воцерковленного человека церковная молитва не обязанность, а радость, и когда не получается в ней поучаствовать в праздник, он сам часто испытывает некоторую досаду. Не стоит также после Литургии ссориться с окружающими, обижать их и скандалить — впрочем, всегда лучше этого избегать. За праздничным столом не нужно объедаться и без меры выпивать — это тоже никогда не доводит до добра. В целом получается, что Успение Богородицы, как и другие дни, надо просто постараться прожить по-христиански.

Но почему-то накануне праздника возникает множество вопросов о том, можно или нельзя в этот день собирать грибы, копать грядки, пользоваться ножом и так далее. Заботливые интернет-советчики предупреждают, что нельзя в Успение натирать ногу неудобной обувью, а иначе человека ждут неудачи, и убеждают, что втыкать в землю острые инструменты (например, лопату) тоже запрещается! Никакого смысла в этих суевериях нет, и делать в Успение можно все, что не вредит душе. И, пожалуй, если вас просят помочь, например, копать картошку, некрасиво будет, если вы свой отказ аргументируете объяснениями, будто в праздник делать это запрещается. Или после праздничной трапезы не станете мыть посуду, потому что «убираться не положено». Такая странная вера, в основе которой лежит не любовь к Богу и забота о ближнем, а следование придуманным языческим правилам, далека от христианства. Сбор грибов, дачные работы, стрижка и размер обуви никак не влияют на душу без нашего участия. А вот лень, гордыня, следование вопреки здравому смыслу своим прихотям, приметам и суевериям душе вредят и отдаляют нас от Бога.

0
0
Сохранить
Поделиться: