Во вторник 15 сентября на 87-м году жизни скончался отечественный литературовед-пушкинист, доктор филологических наук, лауреат Госпремии России Валентин Непомнящий.
О смерти известного пушкиниста (здесь была удалена ссылка на организацию, запрещенную в РФ) первый зам. главного редактора журнала «Достоевский и мировая культура» Николай Подосокорский.
Валентин Непомнящий родился 9 мая 1934 года в Ленинграде. В 1957 году он окончил отделение классической филологии филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
В 1963-1992 годах работал редактором в журнале «Вопросы литературы», а также вел факультативы во Второй физико-математической школе.
В 1971-м Валентин Непомнящий вместе с известными пушкинистами Татьяной Цявловской, Натаном Эйдельманом и Ильей Фейнбергом участвовал в просмотре и обсуждении поставленного Михаилом Козаковым во МХАТе спектакля «Медная бабушка» об Александре Пушкине по пьесе Леонида Зорина.
С 1992 года Валентин Непомнящий был сотрудником Института мировой литературы РАН, а с 1988-го – председателем Пушкинской комиссии ИМЛИ.
Доктор филологических наук (1999, по докладу «Феномен Пушкина как научная проблема: к методологии историко-литературного изучения»). Лауреат Госпремии России в области просветительской деятельности за книгу «Пушкин. Русская картина мира» (2001).
Автор книг: «Поэзия и судьба. Статьи и заметки о Пушкине» (1983, доп. издание 1987), «Пушкин. Русская картина мира» (1999), «Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы» (2001), «На фоне Пушкина» (2014).
В интервью журналу «Фома» Валентин Непомнящий об Александре Пушкине сказал следующее:
- Когда я слышу разговоры о том, что Пушкин был православным поэтом, я всегда возражаю - нет, он им не был. Православный поэт - Хомяков, потому что он выражает в своих стихах православную идеологию. А Пушкин - поэт православного народа. Чувствуете разницу? Он выражает в своих стихах душу православного народа, но не декларирует и не призывает… У Пушкина был интерес к духовной стороне жизни Церкви, но он не выпячивал его, все таилось у него внутри, было скрыто от посторонних взоров. Но когда он умирал, раненный на дуэли, и велел позвать священника, то батюшка из ближайшей церкви, принимавший у Александра Сергеевича исповедь, вышел от него и сказал: «Я себе желал бы такой кончины». Так потрясла священника глубина покаяния Пушкина.