Андрей Десницкий, Татьяна Федорова. Угарит. М.: Даръ, 2015. — 384 с.

Десницкий-УгаритКнига Андрея Десницкого и Татьяны Федоровой называется длинно: «Угарит, или Правдивое повествование о полных опасностей странствиях великой искусницы Йульяту из Беляева и могучего воина Бен-Йамина из Сокольников». Такое название фактически раскрывает основу сюжета, а сюжет вполне типичен для фантастики: наши современники попадают в прошлое, и там их ждут опасные приключения. Хотя, надо сказать, обычно писатели-фантасты переносят своих героев в куда более близкие эпохи.

А здесь двоим молодым москвичам, Юле и Веньке, пришлось попасть более чем на три тысячи лет назад, причем в регион, не отмеченный вниманием фантастов: на Ближний Восток, в переживающее период упадка государство Угарит (это не авторский вымысел, оно действительно было). Понятно, что поначалу герои испытывают шок: отправляясь в турпоездку в Сирию, они явно не рассчитывали на такое, но потом приспосабливаются к обстоятельствам, погружаются в реалии, вокруг них закручивается клубок событий... все по законам жанра.

Но за этой традиционной сюжетной канвой скрывается важное содержание. Мы, современные христиане, читаем Священное Писание, стараемся вникнуть в его смысл — но, как правило, совершенно не понимаем исторический и культурный фон, на котором происходили события Священной истории, не понимаем особенностей мировосприятия ее героев, а потому и крайне поверхностно воспринимаем библейский текст. Книга Десницкого и Федоровой — не говоря уже о том, что это мастерски сделанный увлекательный роман — ценна для нас тем, что восполняет наше незнание древних реалий. Андрей Десницкий — библеист, доктор филологических наук, специалист по библейскому ивриту — профессионально знаком с особенностями той эпохи и умеет рассказать о них доступно и понятно. Читая «Угарит», мы начинаем представлять себе, что же такое язычество по своей сути, как нелегко утверждалась вера в Единого Бога даже среди еврейского народа, насколько иначе видели мир тогдашние люди.

На мой взгляд, самые проникновенные места «Угарита» — это главы, в которых рассказывается о царе Давиде (во дворец которого ближе к финалу романа попадают наши герои). Соавторам удалось, без всякого пафоса и елейности, передать то, что царь Давид — свят, что он — пророк Божий. Понятное дело, что художественная реконструкция — это всего лишь реконструкция, что не стоит воспринимать ее как фотографическое отражение реальности, но она укрепляет нашу веру в подлинность событий, описанных в Библии. И, возможно, после чтения «Угарита» есть смысл снова перечитать книги Ветхого Завета — наверняка их понимание станет глубже.

0
0
Сохранить
Поделиться: