«Фома» продолжает рассказывать об интересных и красивых храмовых росписях современности. На этот раз мы отправимся в уникальный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Дивееве.
Как уместить 2000-летнюю историю на стенах одной церкви? Как сделать подземный, низкий храм легким и невесомым? Как рассказать о событиях XX–XXI веков древним живописным языком? Ответы на эти вопросы пришлось искать авторам росписи — художнику Дмитрию Трофимову и мастерской «Царьград».
«Для чего расписывают храмы? Почему не оставить стены просто белыми? Так иногда рассуждают люди, не очень хорошо знакомые с христианской традицией. Между тем она не прерывается с апостольских времен», — рассказывает Дмитрий Трофимов. Человеку всегда хотелось выделить и украсить место богослужений. Первые христиане наносили изображения Христа, Богородицы, ангелов на стены катакомб, где совершалась Евхаристия.
Благоукрашение заключает в себе три смысловых аспекта. Художественный аспект касается вопроса «как?». В его основе извечное человеческое стремление упорядочить, гармонизировать окружающее пространство, создать вокруг себя красоту. Потому так режет слух фраза, которую порой приходится слышать: «я не художник, я иконописец». Нужно стремиться к высокому уровню мастерства.
Второй аспект — символический. Через образы роспись православного храма проповедует, наставляет.
Третий, самый глубокий аспект заключается в том, что роспись являет собой богословие в красках. Не просто дополняет сакральные тексты, но сама становится полноценной частью Священного Предания. Там, где художник прорабатывает и соединяет все три уровня, возникает духовно-культурное явление — то, что остаётся в веках.
Чтобы начать творческий процесс в храме, нужны три силы, и силы равноправные: настоятель или епископ, жертвователь-ктитор и художник. Они создают концепцию росписи, которая учитывает историю и архитектуру храма, его посвящение, каноническую традицию.
Иерархия смыслов: от Бога к человеку
Храм являет собой модель Божественной Вселенной. И самое главное то, как в этой Вселенной, в этом космосе проявляет себя Господь. Храм уподоблен не физической, но духовной структуре мира. В росписи нужно раскрыть идею предвечного Божественного замысла о спасении человека, выразить живоначальное, действенное проявление Бога в мире.
Поэтому в куполе храма, как в зените мироздания, мы видим создателя Вселенной — Христа Пантократора в окружении Небесных Сил бесплотных. Ниже перед нами разворачивается Священная история: друг за другом следуют фигуры сначала ветхозаветных праотцев и пророков, а затем и апостолов-евангелистов. Еще ниже изображаются новозаветные сюжеты. Через земную жизнь Христа, Его проповедь, муки крестные и чудо Воскресения раскрывается идея Боговоплощения. Самый нижний регистр росписи, как правило, повествует о святом, которому посвящен храм. В четверике (центральной части храма) смыслы прочитываются по вертикали, а в алтаре — по горизонтали.
Важно и то, что роспись рассказывает о месте человека в Божественном мире. Церковное искусство — и это естественно! — не только христоцентрично, но и антропоцентрично. Не случайно, к примеру, ангелы на иконах предстают перед нами в человеческом облике.
Храм Рождества Богородицы: райское сияние под землей
Дивеевский храм Рождества Пресвятой Богородицы — необычный. Строители «подрыли» его под верхним храмом Рождества Христова, который возвели годом ранее. Это произошло после того, как, по преданию, святому Серафиму Саровскому явилась Пресвятая Дева и упрекнула старца: «Сына Моего почтил, а Меня позабыл!»
Храм Рождества Богоматери, по сути, крипта, усыпальница преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских. Низкие своды, мощные столбы, полумрак — храм напоминает катакомбы. В таком камерном помещении система росписи развертывается лишь по горизонтали, но с соблюдением иерархии смыслов.
Поскольку стены в храме невысокие, всего два с половиной метра, то масштаб фигур для монументальной живописи очень небольшой, если не сказать крошечный, — 50-70 см. Иконописцы работали в трудоемкой технике миниатюрного письма.
Игумения и сестры Дивеевского монастыря попросили художников «Царьграда» исполнить роспись в стиле начала XIV века, взять за основу мозаики храма Карие-джами из ансамбля монастыря в Хоре (Константинополь).
Для руководителя мастерской Дмитрия Трофимова эта просьба была настоящим подарком, ведь Карие-джами — один из самых любимых храмов художника. В Хоре сохранился развёрнутый богородичный цикл. Кроме того, в сравнении с другими храмами Константинополя он довольно камерный, масштаб мозаичных сюжетов небольшой.
Для росписи выбрали золотой фон. С одной стороны, он создает символическое пространство — мир, в котором растворено сияние Божественного света. В этом светоносном космосе разворачиваются события Священной истории. С другой стороны, в сплошной золотой поверхности отражаются светильники, мебель, пламя свечей — и своды словно приподнимаются, исчезает ощущение подвала.
Золотые фоны сочетаются со светлым цоколем, столбами и полом, рисунок которого «Царьград» разработал вместе с мозаичистами. Эту линию поддерживают светлые скамьи вдоль стен.
Художники старались приблизиться к византийскому образцу во всех деталях. К примеру, цоколь в дивеевском храме — мраморный, только в Хоре мрамор настоящий, а в Дивееве — искусная имитация. Она не просто нарисована кистью, а сделана по технологии stucco так, что не отличить от подлинной мраморной поверхности. Мастера максимально точно перенесли в храм и орнаменты Карие-джами, естественно, изменив масштаб и колорит.
Художники не разграничили, а объединили композиции — один сюжет плавно перетекает в другой под едиными золотыми небесами. Нимбы перекликаются с фоном, светлые одежды и скалы — с мрамором
Три цикла росписи
В росписи храма Рождества Богородицы отражены три уровня смыслов. Им соответствуют живописные циклы.
Первый, христологический, раскрывает историю Жертвы. Он находится в алтаре — «святая святых» храма, где совершают Евхаристию.
На восточном своде — там, где в храме обычных размеров была бы конха (перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий), — находится монументальный поясной образ Богоматери с Христом Эммануилом в медальоне — тип «Знамение» или «Воплощение».
Ниже располагается «Евхаристия». Под киворием за престолом стоит священнодействующий Христос. В левой руке Он держит просфору (Агнец), а правой благословляет. С двух сторон к Нему подходят апостолы. По сторонам от престола, на котором стоит Чаша, стоят два ангела в белых облачениях с рипидами в руках. «Евхаристия» напоминает о Тайной Вечере и вместе с тем иллюстрирует литургию, которая совершается на земном и одновременно небесном алтаре.
Конечно, в алтаре изображено «Распятие». Этот образ говорит о том, что Бескровная Жертва литургии приносится в воспоминание и образ страданий и искупительной жертвы Христа. «Омовение ног» и «Тайная Вечеря» также отражают идею Евхаристии.
В алтаре изображены евангельские события — от «Воскрешения Лазаря» до «Уверения Фомы» и «Сошествия Святого Духа». Так цикл раскрывает тему Божественного Домостроительства и отсылает к важнейшим великопостным и пасхальным службам.
Второй цикл — Богородичный. Его сюжеты располагаются перед алтарем. В него входят сцены из жития Богоматери от Рождества до Успения и два богородичных праздника — «Покров» и «Положение ризы Богоматери во Влахерне». Рождество Богоматери занимает самое заметное место — возле алтаря, ведь храм освящен в честь этого праздника.
История обители — третий уровень смыслов
Каждый образ в любом храме имеет некий протограф — священный текст, на который опирается иконописец. Это книги Ветхого и Нового Заветов, апокрифические Протоевангелия. Для цикла росписей, посвященных истории монастыря, сестры обители предложили «Историю Дивеевской обители» — труд священномученика Серафима (Чичагова). В книге он пишет, что Дивеево — четвертый удел Богородицы. Поэтому в росписи богородичный цикл через историю уделов перетекает в повествование о монастыре.
История же уделов такова: после Сошествия Святого Духа в Сионской горнице апостолы и Богородица бросили жребий, по которому Богоматери следовало идти на проповедь Евангелия в Иверию. Но из-за кораблекрушения Пресвятая Дева оказалась на Афоне. Иверия стала называться первым уделом Богородицы, а Святая Гора — вторым. В росписи изображен плывущий по волнам корабль, на нем — апостолы и Богородица. Она указывает на виднеющуюся вдали гору Афон.
Спустя столетия афонский монах Антоний, русский по происхождению, вернулся в Киев и основал Печерскую лавру — после явления ему Пресвятой Девы. Так появился третий удел Богородицы. В XVIII веке в Киев пришла преподобная Александра, принявшая постриг во Флоровском женском монастыре. И ей также явилась Богородица. Она повелела монахине отправляться в восточные земли и основать там четвертый удел. Святая Александра послушно отправилась в путь. В небольшом селе Дивеево Богоматерь явилась ей второй раз, дав завет основать монастырь. Все эти события отражены в росписи храма Рождества Богородицы.
За ними следует живописный рассказ в двадцати сюжетах о том, как строилась Дивеевская обитель, какие события здесь происходили. Сначала Дмитрий Трофимов изучил текст сщмч. Серафима (Чичагова), после обратился к уже существующим иконам, росписям, картинам, связанным с монастырем. Многие композиции пришлось придумывать с нуля.
Повествование начинается со строительства Казанского храма на месте явления Богородицы преподобной Александре. К строящемуся зданию дети подносят кирпичи. Преподобная Александра подает им монеты из мешочка. В композиции отражена вся жизнь матушки Александры — исполнение воли Богоматери и служение людям. Сюжеты о преподобной Александре располагаются в той части храма, где покоятся ее мощи.
Духовная эстафета перешла к преподобному Cерафиму Саровскому, который не знал преподобную Александру при жизни, но участвовал в ее отпевании и погребении. В последующем преподобный молитвенно опекал монастырь. В обители появилась новая избранница Божия — преподобная Елена, которая продолжила устраивать монастырскую жизнь. На одной из композиций она передает святому Серафиму купчую на землю для строительства храма. «Собор-то у нас какой будет, матушка! Собор-то какой! Диво!» — радовался святой Серафим. На этой земле к 1875 году был построен величественный Троицкий собор, в котором почивают мощи преподобного.
Собирательным образом стала большая композиция, посвященная пристройке к паперти Казанской церкви двух храмов: верхнего — Рождества Христова и нижнего — самого храма Рождества Богородицы. Здесь изображены исторические личности, так или иначе связанные с этим очень важным событием. Возле строящегося здания стоят преподобный Серафим и его духовное чадо Михаил Мантуров со свитком-чертежом в руках. С другой стороны на освящение храма идет преподобная Елена с арзамасскими клириками. На переднем плане — святая Марфа, которая носила камни для строительства церкви Рождества Богородицы и преставилась совсем юной, в возрасте 19 лет. Композицию венчает образ Богоматери во славе как знак того, что храмы построили по Ее воле и благословению.
Непросто было перевести на язык древней живописи сюжеты почти современные — заключительные исторические сцены.
Великому торжеству — обретению мощей преподобного Серафима посвящена композиция, на которой изображен кульминационный момент, когда 30 июля 1991 года, по слову святого старца: «... а будет диво, как плоть-то свою убогий Серафим принесет в Дивеево!», прибыл в монастырь крестный ход с мощами преподобного Серафима. Возглавлял его Патриарх Алексий II.
Обретение святых мощей трех преподобных дивеевских жен, святых Александры, Елены и Марфы, произошло уже в наши дни, в 2000 году. Дмитрий Трофимов разработал и написал композицию по благословению игумении Сергии. Мощам поклоняются сестры обители во главе с игуменией и митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) с клириками. Так заканчивается рассказ об истории четвертого удела Пресвятой Богородицы — Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.
Интересно, что святые, и не только святые, а просто наши современники встроены в христоцентричную Вселенную, осмысленную исторически.
Так роспись становится путеводной нитью для молящегося. Она ведет от Сионской горницы через преемственность уделов Богородицы до наших дней. Все две тысячи лет выстраиваются в цепочку событий, имеющих духовное значение для жизни Церкви. И в этой жизни проявляются судьбы разных людей, образы которых иконописцы запечатлели на стенах.