«Фома» продолжает рассказывать об интересных и красивых храмовых росписях современности. На этот раз мы отправимся в уникальный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Дивееве.

Как уместить 2000-летнюю историю на стенах одной церкви? Как сделать подземный, низкий храм легким и невесомым? Как рассказать о событиях XX–XXI веков древним живописным языком? Ответы на эти вопросы пришлось искать авторам росписи — художнику Дмитрию Трофимову и мастерской «Царьград».

«Для чего расписывают храмы? Почему не оставить стены просто белыми? Так иногда рассуждают люди, не очень хорошо знакомые с христианской традицией. Между тем она не прерывается с апостольских времен», — рассказывает Дмитрий Трофимов. Человеку всегда хотелось выделить и украсить место богослужений. Первые христиане наносили изображения Христа, Богородицы, ангелов на стены катакомб, где совершалась Евхаристия.

Благоукрашение заключает в себе три смысловых аспекта. Художественный аспект касается вопроса «как?». В его основе извечное человеческое стремление упорядочить, гармонизировать окружающее пространство, создать вокруг себя красоту. Потому так режет слух фраза, которую порой приходится слышать: «я не художник, я иконописец». Нужно стремиться к высокому уровню мастерства.

Удивительная роспись храма Рождества Богородицы в Дивееве: как ее «прочитать»?
Храм Рождества в Дивеево

Второй аспект — символический. Через образы роспись православного храма проповедует, наставляет.

Третий, самый глубокий аспект заключается в том, что роспись являет собой богословие в красках. Не просто дополняет сакральные тексты, но сама становится полноценной частью Священного Предания. Там, где художник прорабатывает и соединяет все три уровня, возникает духовно-культурное явление — то, что остаётся в веках.

Чтобы начать творческий процесс в храме, нужны три силы, и силы равноправные: настоятель или епископ, жертвователь-ктитор и художник. Они создают концепцию росписи, которая учитывает историю и архитектуру храма, его посвящение, каноническую традицию.

Иерархия смыслов: от Бога к человеку

Храм являет собой модель Божественной Вселенной. И самое главное то, как в этой Вселенной, в этом космосе проявляет себя Господь. Храм уподоблен не физической, но духовной структуре мира. В росписи нужно раскрыть идею предвечного Божественного замысла о спасении человека, выразить живоначальное, действенное проявление Бога в мире.

Поэтому в куполе храма, как в зените мироздания, мы видим создателя Вселенной — Христа Пантократора в окружении Небесных Сил бесплотных. Ниже перед нами разворачивается Священная история: друг за другом следуют фигуры сначала ветхозаветных праотцев и пророков, а затем и апостолов-евангелистов. Еще ниже изображаются новозаветные сюжеты. Через земную жизнь Христа, Его проповедь, муки крестные и чудо Воскресения раскрывается идея Боговоплощения. Самый нижний регистр росписи, как правило, повествует о святом, которому посвящен храм. В четверике (центральной части храма) смыслы прочитываются по вертикали, а в алтаре — по горизонтали.

Удивительная роспись храма Рождества Богородицы в Дивееве: как ее «прочитать»?

Важно и то, что роспись рассказывает о месте человека в Божественном мире. Церковное искусство — и это естественно! — не только христоцентрично, но и антропоцентрично. Не случайно, к примеру, ангелы на иконах предстают перед нами в человеческом облике.

Храм Рождества Богородицы: райское сияние под землей

Дивеевский храм Рождества Пресвятой Богородицы — необычный. Строители «подрыли» его под верхним храмом Рождества Христова, который возвели годом ранее. Это произошло после того, как, по преданию, святому Серафиму Саровскому явилась Пресвятая Дева и упрекнула старца: «Сына Моего почтил, а Меня позабыл!»

Храм Рождества Богоматери, по сути, крипта, усыпальница преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских. Низкие своды, мощные столбы, полумрак — храм напоминает катакомбы. В таком камерном помещении система росписи развертывается лишь по горизонтали, но с соблюдением иерархии смыслов.

Удивительная роспись храма Рождества Богородицы в Дивееве: как ее «прочитать»?

Поскольку стены в храме невысокие, всего два с половиной метра, то масштаб фигур для монументальной живописи очень небольшой, если не сказать крошечный, — 50-70 см. Иконописцы работали в трудоемкой технике миниатюрного письма.

Игумения и сестры Дивеевского монастыря попросили художников «Царьграда» исполнить роспись в стиле начала XIV века, взять за основу мозаики храма Карие-джами из ансамбля монастыря в Хоре (Константинополь).

Для руководителя мастерской Дмитрия Трофимова эта просьба была настоящим подарком, ведь Карие-джами — один из самых любимых храмов художника. В Хоре сохранился развёрнутый богородичный цикл. Кроме того, в сравнении с другими храмами Константинополя он довольно камерный, масштаб мозаичных сюжетов небольшой.

Удивительная роспись храма Рождества Богородицы в Дивееве: как ее «прочитать»?
Богородичный цикл

Для росписи выбрали золотой фон. С одной стороны, он создает символическое пространство — мир, в котором растворено сияние Божественного света. В этом светоносном космосе разворачиваются события Священной истории. С другой стороны, в сплошной золотой поверхности отражаются светильники, мебель, пламя свечей — и своды словно приподнимаются, исчезает ощущение подвала.

Золотые фоны сочетаются со светлым цоколем, столбами и полом, рисунок которого «Царьград» разработал вместе с мозаичистами. Эту линию поддерживают светлые скамьи вдоль стен.

Художники старались приблизиться к византийскому образцу во всех деталях. К примеру, цоколь в дивеевском храме — мраморный, только в Хоре мрамор настоящий, а в Дивееве — искусная имитация. Она не просто нарисована кистью, а сделана по технологии stucco так, что не отличить от подлинной мраморной поверхности. Мастера максимально точно перенесли в храм и орнаменты Карие-джами, естественно, изменив масштаб и колорит.

Удивительная роспись храма Рождества Богородицы в Дивееве: как ее «прочитать»?

Художники не разграничили, а объединили композиции — один сюжет плавно перетекает в другой под едиными золотыми небесами. Нимбы перекликаются с фоном, светлые одежды и скалы — с мрамором

Три цикла росписи

В росписи храма Рождества Богородицы отражены три уровня смыслов. Им соответствуют живописные циклы.

Первый, христологический, раскрывает историю Жертвы. Он находится в алтаре — «святая святых» храма, где совершают Евхаристию.

Удивительная роспись храма Рождества Богородицы в Дивееве: как ее «прочитать»?

На восточном своде — там, где в храме обычных размеров была бы конха (перекрытие в форме полукупола над полуцилиндрическими частями зданий), — находится монументальный поясной образ Богоматери с Христом Эммануилом в медальоне — тип «Знамение» или «Воплощение».

Ниже располагается «Евхаристия». Под киворием за престолом стоит священнодействующий Христос. В левой руке Он держит просфору (Агнец), а правой благословляет. С двух сторон к Нему подходят апостолы. По сторонам от престола, на котором стоит Чаша, стоят два ангела в белых облачениях с рипидами в руках. «Евхаристия» напоминает о Тайной Вечере и вместе с тем иллюстрирует литургию, которая совершается на земном и одновременно небесном алтаре.

Удивительная роспись храма Рождества Богородицы в Дивееве: как ее «прочитать»?

Конечно, в алтаре изображено «Распятие». Этот образ говорит о том, что Бескровная Жертва литургии приносится в воспоминание и образ страданий и искупительной жертвы Христа. «Омовение ног» и «Тайная Вечеря» также отражают идею Евхаристии.

В алтаре изображены евангельские события — от «Воскрешения Лазаря» до «Уверения Фомы» и «Сошествия Святого Духа». Так цикл раскрывает тему Божественного Домостроительства и отсылает к важнейшим великопостным и пасхальным службам.

Удивительная роспись храма Рождества Богородицы в Дивееве: как ее «прочитать»?

Второй цикл — Богородичный. Его сюжеты располагаются перед алтарем. В него входят сцены из жития Богоматери от Рождества до Успения и два богородичных праздника — «Покров» и «Положение ризы Богоматери во Влахерне». Рождество Богоматери занимает самое заметное место — возле алтаря, ведь храм освящен в честь этого праздника.

История обители — третий уровень смыслов

Каждый образ в любом храме имеет некий протограф — священный текст, на который опирается иконописец. Это книги Ветхого и Нового Заветов, апокрифические Протоевангелия. Для цикла росписей, посвященных истории монастыря, сестры обители предложили «Историю Дивеевской обители» — труд священномученика Серафима (Чичагова). В книге он пишет, что Дивеево — четвертый удел Богородицы. Поэтому в росписи богородичный цикл через историю уделов перетекает в повествование о монастыре.

История же уделов такова: после Сошествия Святого Духа в Сионской горнице апостолы и Богородица бросили жребий, по которому Богоматери следовало идти на проповедь Евангелия в Иверию. Но из-за кораблекрушения Пресвятая Дева оказалась на Афоне. Иверия стала называться первым уделом Богородицы, а Святая Гора — вторым. В росписи изображен плывущий по волнам корабль, на нем — апостолы и Богородица. Она указывает на виднеющуюся вдали гору Афон.

Удивительная роспись храма Рождества Богородицы в Дивееве: как ее «прочитать»?
Афон, второй удел Богородицы

Спустя столетия афонский монах Антоний, русский по происхождению, вернулся в Киев и основал Печерскую лавру — после явления ему Пресвятой Девы. Так появился третий удел Богородицы. В XVIII веке в Киев пришла преподобная Александра, принявшая постриг во Флоровском женском монастыре. И ей также явилась Богородица. Она повелела монахине отправляться в восточные земли и основать там четвертый удел. Святая Александра послушно отправилась в путь. В небольшом селе Дивеево Богоматерь явилась ей второй раз, дав завет основать монастырь. Все эти события отражены в росписи храма Рождества Богородицы.

За ними следует живописный рассказ в двадцати сюжетах о том, как строилась Дивеевская обитель, какие события здесь происходили. Сначала Дмитрий Трофимов изучил текст сщмч. Серафима (Чичагова), после обратился к уже существующим иконам, росписям, картинам, связанным с монастырем. Многие композиции пришлось придумывать с нуля.

Повествование начинается со строительства Казанского храма на месте явления Богородицы преподобной Александре. К строящемуся зданию дети подносят кирпичи. Преподобная Александра подает им монеты из мешочка. В композиции отражена вся жизнь матушки Александры — исполнение воли Богоматери и служение людям. Сюжеты о преподобной Александре располагаются в той части храма, где покоятся ее мощи.

Удивительная роспись храма Рождества Богородицы в Дивееве: как ее «прочитать»?
Строительство Казанской церкви

Духовная эстафета перешла к преподобному Cерафиму Саровскому, который не знал преподобную Александру при жизни, но участвовал в ее отпевании и погребении. В последующем преподобный молитвенно опекал монастырь. В обители появилась новая избранница Божия — преподобная Елена, которая продолжила устраивать монастырскую жизнь. На одной из композиций она передает святому Серафиму купчую на землю для строительства храма. «Собор-то у нас какой будет, матушка! Собор-то какой! Диво!» — радовался святой Серафим. На этой земле к 1875 году был построен величественный Троицкий собор, в котором почивают мощи преподобного.

Собирательным образом стала большая композиция, посвященная пристройке к паперти Казанской церкви двух храмов: верхнего — Рождества Христова и нижнего — самого храма Рождества Богородицы. Здесь изображены исторические личности, так или иначе связанные с этим очень важным событием. Возле строящегося здания стоят преподобный Серафим и его духовное чадо Михаил Мантуров со свитком-чертежом в руках. С другой стороны на освящение храма идет преподобная Елена с арзамасскими клириками. На переднем плане — святая Марфа, которая носила камни для строительства церкви Рождества Богородицы и преставилась совсем юной, в возрасте 19 лет. Композицию венчает образ Богоматери во славе как знак того, что храмы построили по Ее воле и благословению.

Удивительная роспись храма Рождества Богородицы в Дивееве: как ее «прочитать»?
Строительство храмов Рождества Христова и Рождества Богородицы

Непросто было перевести на язык древней живописи сюжеты почти современные — заключительные исторические сцены.

Великому торжеству — обретению мощей преподобного Серафима посвящена композиция, на которой изображен кульминационный момент, когда 30 июля 1991 года, по слову святого старца: «... а будет диво, как плоть-то свою убогий Серафим принесет в Дивеево!», прибыл в монастырь крестный ход с мощами преподобного Серафима. Возглавлял его Патриарх Алексий II.

Удивительная роспись храма Рождества Богородицы в Дивееве: как ее «прочитать»?
Преставление преподобной Александры Дивеевской

Обретение святых мощей трех преподобных дивеевских жен, святых Александры, Елены и Марфы, произошло уже в наши дни, в 2000 году. Дмитрий Трофимов разработал и написал композицию по благословению игумении Сергии. Мощам поклоняются сестры обители во главе с игуменией и митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) с клириками. Так заканчивается рассказ об истории четвертого удела Пресвятой Богородицы — Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Интересно, что святые, и не только святые, а просто наши современники встроены в христоцентричную Вселенную, осмысленную исторически.

Удивительная роспись храма Рождества Богородицы в Дивееве: как ее «прочитать»?
Обретение святых мощей
преподобных Дивеевских жен

Так роспись становится путеводной нитью для молящегося. Она ведет от Сионской горницы через преемственность уделов Богородицы до наших дней. Все две тысячи лет выстраиваются в цепочку событий, имеющих духовное значение для жизни Церкви. И в этой жизни проявляются судьбы разных людей, образы которых иконописцы запечатлели на стенах.

2
0
Сохранить
Поделиться: