Участвует ли Церковь в общественной жизни? Довольно часто люди требуют, чтобы Церковь заняла какую-то четкую общественную позицию, выступила против того, что они считают злом. Почему Церковь этого не делает?
Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”.
Почему Церковь сливается с государством?
Это как спрашивать «почему вы пьете коньяк по утрам». Ничего подобного не происходит в действительности.
На самом деле присутствие Церкви в общественной и государственной жизни в России значительно ниже, чем в жизни других христианских стран, и нам стоит поставить вопрос — какую из реально существующих стран мира нам хотели бы предложить в качестве образца правильного отделения Церкви от государства? Если у нас Церковь «сливается», то покажите, где отделена?
Активное сотрудничество Церкви и государства, государственное финансирование религиозных учреждений, выполняющих важную социальную работу - например, школ или госпиталей, присутствие капелланов в Армии, религиозного образования в школах, кафедр теологии в ВУЗах, открытое выражение своей религиозности политиками и апелляция к христианским ценностям в общественной деятельности - это постоянная часть общественно-политического ландшафта в развитых странах, в том числе в тех, которые подчеркивают отделение Церкви от государства, например, США и Франции.
Россия — на общем фоне — не только не клерикальная, но и, наоборот, исключительно секуляризированная страна.
Сотрудничество государства с религиозными общинами — мировая практика, продиктованная соображениями общего блага.
Почему Церковь не выступает против коррупции?
Церковь выступает против греха — и этого в частности. Но важно понять, что Церковь по-другому видит соотношение общества и человека. Мы верим в то, что каждый человек лично, индивидуально бессмертен, вечен и может войти, в зависимости от того выбора, который он совершает на земле, лично в вечную радость, либо в вечную муку. Мы будем живы — когда все страны и империи, культуры и цивилизации, останутся далеко в прошлом.
Поэтому Евангелие видит нашу главную проблему совершенно иначе, чем мы сами склонны ее видеть. Мы видим наше главное несчастье в других людях или обстоятельствах. Как во времена Господа Иисуса люди хотели, чтобы Мессия спас их от римских оккупантов, от бедности, от болезней. Они отвергли Его, когда оказалось, что Его цель — в чем-то другом.
Христос пришел, чтобы «cпасти людей Своих от грехов их» (Мф 1:21). Не от грехов их соседей или родственников, или сослуживцев, или начальников, но от их собственных грехов.
Цель, с которой Господь создал Церковь — это вечное спасение людей. Моему и вашему вечному спасению угрожают не грехи других людей, но только мои и ваши грехи.
Тут можно использовать ту аналогию с больницей, которая часто возникает в церковном Предании. Вы не приходите к врачу жаловаться на симптомы соседа. В таком случае врач просто скажет вам очевидную вещь — сосед сам должен прийти со своими симптомами, а раз не приходит, помочь ему нельзя. Если вы сообщите врачу, что «вокруг меня много людей, страдающих язвой желудка, это большая общественная проблема», он, вероятно, с вами согласится, но вот помочь сможет только тем язвенникам, которые придут к нему за помощью и примут назначенное лечение.
Насильственным пресечением зла и греха занимается государство и его правоохранительные органы, миссия Церкви - другая, Церковь не является ни полицией, ни судом, ни следствием. Она помогает обрести мир с Богом и прощение грехов тем, кто такого прощения ищет, и направляет по пути спасения тех, кто хочет таким путем идти.
Мы приходим в Церковь, когда мы хотим исправиться, а не когда мы хотим исправить наших соседей.
Почему Церковь не поддерживает наше справедливое дело и выступает против наших гнусных врагов?
Потому что политические конфликты - это не конфликты ангелов и бесов, это конфликты, на обеих сторонах которых стоят грешные люди, нуждающиеся в спасении. Церковь ни в ком не видит врагов — в каждом человеке она видит драгоценное Божие создание, ради которого Христос умер на Кресте. Ее цель — не нанести поражение тем или иным людям, но спасти их для вечности. И вы, и ваши политические противники для Церкви — чада, спасения которых она ищет.
Хуже того, политическая активность часто становится для человека суррогатом религии — чем-то, в чем он ищет смысла жизни, оправдания, достоинства, надежды, единства с ближними, всего того, что Церковь предлагает искать во Христе. Яростная политическая нетерпимость — симптом того, что человек сделал себе из политики религию, впал, говоря библейским языком, в идолопоклонство. В этом случае он требует, чтобы все — в том числе вера, была подчинена его политическим предпочтениям, и, конечно, соглашаться на это было бы принципиально невозможно.
Есть и другая причина, возможно, менее важная.
Политические страсти связаны с временным — и они проходят. Люди, сегодня гневно требующие от нас поддержать их превосходнейшего лидера и гневно осудить его подлых врагов, через короткое время могут разочароваться и требовать - столь же гневно - осудить уже их вчерашнего кумира.
Требует ли Церковь общественной пассивности?
Нет, никоим образом. Напротив, христианин должен быть активным и ответственным гражданином общества, в котором живет. Но, как и все в жизни христианина, эта активность должна исходить из той перспективы, которую задает христианская вера. Любое добро, которое мы можем сделать в мире, — это добро, которое Бог может сделать через нас, и это добро совершается в той мере, в которой мы послушны Богу и ищем Его воли. Христианин призван обрести свое призвание — растить хлеб или учить детей, или лечить больных, или, это тоже возможно, представлять интересы сограждан, будучи политиком. И он должен исполнять свои обязанности на своем месте как можно лучше, как готовящийся дать отчет Богу.
Могут ли христиане расходиться в политических взглядах?
Могут. То или иное политическое устройство не является предметом Божественного Откровения - особенно учитывая, что Церковь несет свое служение в разные эпохи и в разных странах. Христиане могут иметь разные представления о желаемой системе правления - и, тем более, разные представления о том, как следует действовать в той или иной конкретной политической ситуации. Люди имеют разный жизненный опыт, читают различные книги, имеют различный круг общения, поэтому разногласия между ними неизбежны, и было бы ошибкой видеть в этих разногласиях противостояние добра и зла.
Порядочные и искренне благонамеренные люди могут иметь разные взгляды на пути достижения общего блага и считать политические разногласия нравственными было бы неверно.
Поэтому Церковь принимает в числе своих членов людей самых разных политических предпочтений. Она не может и не должна поддерживать чье-то политическое дело, каким бы добрым и справедливым оно бы ни казалось его последователям. Церковь тем более не может выступать с нападками на чьих-то политических врагов.
Сказав это, следует уточнить, что существуют политические идеологии, в принципе несовместимые с правой верой - например, выступающие против всякого богопочитания или отрицающие единство человеческого рода, или поддерживающие умерщвление детей во чреве, или включающие в свою программу другие пункты, несовместимые с христианской верой и нравственностью.
В этом случае возникают уже не политические - о путях достижения общего блага, - а нравственные и мировоззренческие разногласия. Христианин, по очевидным причинам, не может поддерживать ни воинствующего атеизма, ни расизма, ни политики, направленной на продвижение абортов или разрушение семьи.
На заставке: фрагмент фото diaconia.ru