Вопрос читателя:

Здравствуйте. Муж верующий, ходит в церковь, молится, держит пост. У нас родилась дочь и я хочу ее брать в церковь, чтобы мы ходили всей семьей, но это мешает мужу. Он хочет отстоять службу от начала до конца. С маленьким ребенком это тяжело, и я хочу, чтобы мы приходили не к началу, а к середине, чтобы она смогла не устать и поучаствовать в причастии. Он говорит, что пойдет один, а я потом могу прийти. Хочется вместе приходить, как все семьи, для меня важно, чтобы дочь участвовала в церковной жизни, а для него главное — чтобы он. Про меня вообще речи нет, я не могу полноценно ходить на службу, так как всегда с ребенком. Чувствую, что мы отдаляемся, он заботится о своей духовности, а на нас как будто все равно. Как быть? Правильно ли он делает?

Вера

Ответ священника:

Дорогая Вера! Помоги Вам Господь!

С рождением ребенка жизнь семьи меняется, и измениться она должна не только у матери, но у обоих родителей. В первую очередь за благополучие и духовную жизнь семьи отвечает муж, и его прямая обязанность и задача — продумать и организовать все так, чтобы все члены семьи имели возможность участвовать в духовной жизни максимально полноценно (с учетом всех обстоятельств), а также имели право не только на труд, но и на отдых. И забота о младенце — это дело не только матери, но обоих родителей: переодевать, купать ребенка, заниматься с ним и играть, а также развивать вполне может и отец. Отец не может только одно: родить ребенка и кормить его грудным молоком, да и то, если молоко сцежено, он может кормить им младенца, если мама куда-то ушла. Из этого, думаю, и надо исходить.

Самое правильное — это поговорить с мужем (а может быть, привлечь духовника) о том, что вот, есть два взрослых человека и ребенок, и оба взрослых хотят участвовать в богослужении полноценно и оба несут ответственность за то, чтобы ребенок также причащался. Как быть? Делаю, например, так: родители участвуют в богослужении по очереди, одну неделю к началу литургии приходит отец, а ко Причастию ребеночка приносит мать, а в следующую неделю уже мама полноценно готовится ко Причастию (то есть папа дает ей возможность спокойно дома помолиться, прочитать каноны, выспаться), а папа приносит наследницу ко Причастию. Если супруги хотят причаститься вдвоем, всей семьей, значит, накануне Причастия все бытовые обязанности распределяются так, чтобы оба супруга могли помолиться, выспаться, вовремя встать, собраться в храм. В храме, опять же, за ребенком по очереди следят оба — то мама, то папа, чтобы в целом вся семья была на службе, насколько это возможно. Выйти в притвор и покормить младенца грудью пойдет, конечно, мама, а вот выйти, чтобы успокоить ребеночка, если он сыт, но ему надо поменять памперс или просто потетешкаться с ним, вполне может и отец.

При этом надо помнить, что лукавый будет всячески стремиться разрушить эту идиллию, так что нужно быть готовыми к тому, что именно в канун такого общего Причастия ребенок будет особенно плохо спать ночью, какую-нибудь трубу на кухне прорвет и так далее. Надо помолиться, вспомнить, что главное — действовать вместе, командой, а не спешить отстаивать свои интересы.

Заявлять, что кому-то одному надо участвовать в службах от и до, а на второго пусть сваливаются все бытовые и родительские заботы, — это верх эгоизма. Проявление любви — это забота прежде всего о другом, а не о себе все время.

Вам обоим нужно взрослеть: Вам — начать говорить о том, как обстоят дела, как Вы видите, называть вещи своими именами, но спокойно, не чтобы зацепить мужа, а чтобы добиться конструктива, мужу — начать исполнять обязанности главы семьи в плане грамотной организации семейной жизни, заботы о духовной жизни членов семьи и выполнения отцовских обязанностей.

Бог в помощь!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
2
26
Сохранить
Поделиться: