Зачастую жители России даже не задумываются о том, насколько иным может быть служение православного пастыря в других точках мира. Чтобы немного приблизиться к той специфике, к тому кругу проблем, которыми живут православные священники в других странах, мы решили узнать у них, о какой проблеме в этот праздник Рождества Христова им особенно хочется помолиться, поговорить со своими прихожанами, и что их волнует в связи с особенностями того места, где они живут и служат. Об этом наша рубрика - О чем молятся на Рождество в мире.
Протоиерей Виталий Бабушин, настоятель Сергиевского прихода Московского Патриархата в Стокгольме, Швеция
В праздник Рождества Христова и в другие праздники мы о проблемах не говорим. Радуемся и ликуем так, как умеют православные христиане. Скучаем по Родине, русской душе, простой и чистой русской болтовне...
Однако главное обстоятельство, по причине которого мы всегда молитвенно воздыхаем — это отсутствие в Швеции православных храмов. Приходы есть, а храмов нет, хотя в одном только в Стокгольме около тысячи православных верующих людей. Поэтому живём мы в Швеции своими общинами как на маленьких русских островках, посреди во многом чуждого нам по ценностям мира.
В Стокгольме есть только один небольшой храм, он открыт почти всегда, в нем совершаются богослужения каждые субботу и воскресенье, в праздники, проходят занятия в воскресной школе. В других, еще восьми, городах ежемесячные богослужения совершаем я и еще два священника, один из которых также постоянно служит в Москве. Между некоторыми нашими приходами расстояния в тысячи километров. Под храмы и отдельные богослужения мы арендуем помещения у шведской церкви, у католических храмов или подходящие производственно-коммерческие здания (фабрики, ангары, площадки общественного питания). Переезды, оборудование для службы, оснащение утварью — со всем этим всегда много хлопот, часто возникают непредвиденные трудности с шведскими арендодателями. Но всё, слава Богу, решаемо!
Волнуют меня, как и многих других, кому дорога жизнь как Божий дар, эксперименты многих скандинавских стран, связанные с возведением в норму (и даже в закон!) искаженных представлений о том, что такое брак, что такое человеческая личность, что такое пол человека. Также меня волнует, что все эти эксперименты подаются именно как достижения европейского гуманизма.
Духовная пассивность скандинавов побуждает христиан из других стран, обретших в Швеции временное пристанище или свой новый дом, объединять усилия в молитвах за эту страну и становиться примером культурных, нравственных и религиозных императивов для некогда традиционно христианской Европы.
В сути своей приходская жизнь Русской Православной Церкви в Швеции такая же, как и везде. Прихожане молятся, приходят на исповедь, причащаются, общаются с духовенством и друг с другом. Действуют детские и взрослые воскресные школы, есть интернет-общение со священником, общие праздники, заботы и трапезы и т.д. Нет только своих храмов, и зачастую мы испытываем материальный недостаток. Однако и в этом тоже есть свои промыслительные плюсы. Людей сплачивают трудности и закрепляют их в дружбе и служении Христу в Его Церкви.