Обретение Животворящего Креста Господня состоялось в 326 году, когда византийская императрица Елена, мать равноапостольного царя Константина, произвела раскопки в Иерусалиме на месте распятия Христа. В стороне от Креста была обнаружена и табличка, на которой Понтий Пилат записал Христа как Царя Иудейского.
Табличку — титло — и часть обретенного Креста — гвозди, шипы от тернового венца — а также землю с Голгофы святая Елена увезла с собой в Рим.
Сегодня эти святыни хранятся в базилике Честного и Животворящего Креста Господня (Санта-Кроче-ин-Джерусалемме), возведенной императором Константином после смерти матери. Однако мнения ученых по поводу подлинности титла до сих пор расходятся.
Мы попросили священника Тимофея Китниса, историка и руководителя Паломнического центра апостола Фомы в Европе, подробнее рассказать о научных исследованиях титла и их результатах.
Святая Елена расположила реликвии, которые привезла с собой со Святой Земли, в своей домашней часовне, где после ее смерти возникает храм Санта-Кроче-ин-Джерусалемме. Однако, как это часто случалось в Средневековье, святыни неоднократно приходилось прятать или переносить в другие места. Иногда прятали так надежно, что, к примеру, в Трире хитон Господа был обнаружен только тогда, когда собор перестраивался. Поэтому неудивительно, что титло было обнаружено только в 1492 году. На нем была запись с печатью папы Римского Луция II (правившего в 1144–1145 годах), подтверждающая подлинность святыни, а в 1496 году признал титло подлинным уже папа Римский Александр VI.
Впервые титло было исследовано в 1995 году историком Марией-Луизой Ригато из Католического университета. Она его впервые сфотографировала, взвесила. Она выяснила, что, скорее всего, табличка выполнена из орехового дерева; ее точный вес — 687 г, длина — 25 см, ширина — 14 см, толщина — 2,6 см. Так как дощечка очень древняя, она поражена грибком, изъедена жуками и червями.
Что представляло собой титло? Это деревянная дощечка, на которой частично сохранилась надпись, о которой говорит каждый евангелист, правда, несколько по-разному: в одном случае «Царь Иудейский» (Мк. 15: 26), в другом — «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» (Ин. 19: 19) , и так далее. На титле сегодня достаточно четко можно прочитать слова «Назарянин Царь», написанные на латыни и на греческом языках, но третьей надписи на еврейском языке практически не видно. Некоторые ученые считают, что на самом деле, никакого иудейского шрифта в этих «закорючках» нет. Однако графическая экспертиза доказала обратное.
В 1998 году немецкий ученый Михаель Хеземанн провел графическое исследование титла и пришел к выводу, что шрифт, которым сделаны надписи, относится именно к первому столетию нашей эры. Хеземанн — а также группа палеонтологов-лингвистов из израильских университетов, Мария-Луиза Ригата, известный папиролог Карстен Петер Тид и другие ученые — подтвердили это на аудиенции у папы Римского Иоанна Павла II.
Однако затем был проведен радиоуглеродный анализ, который дал совершенно другие показатели и отнес титло не ранее, чем к X веку. Но стоит заметить, что, по утверждению многих ученых, радиоуглеродный анализ оказывается эффективным лишь в том случае, если исследуемый артефакт все время находится на одном месте, никуда не перемещаясь, не подвергаясь солнечным лучам, и прочее. Иначе результаты будут некорректны — что, скорее всего, и произошло с немало покочевавшим титлом.
Исходя из всего этого, мы видим, насколько разнятся мнения ученого мира по поводу титла. Многие из них считают титло подделкой. Часть ученых считает, это титло, безусловно, тем самым титлом, которое святая Елена обнаружила в Иерусалиме. И Католическая Церковь официально поддерживает эту позицию.
Факты, действительно, различные, но вера остается верой. Видимо, так устроил Господь, что какой объект веры мы бы не взяли — мы не дадим стопроцентные гарантии его подлинности. Могло ли такое быть, что титло было обнаружено святой Еленой вместе с Животворящим Крестом? Конечно, могло. По той простой причине, что эта святыня упоминается, как и терновый венец, как и Честной Животворящий Крест, у всех евангелистов. Причем апостол Иоанн даже рассказывает о препирательствах между иудеями и Понтием Пилатом:
«Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было „Иисус Назорей, Царь Иудейский“. Эту надпись читали многие из иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же иудейские сказали Пилату: „Не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский“. Пилат отвечал: „Что я написал, то написал“».
(Ин. 19: 19–22)
Почему для евангелистов так важна эта надпись? Потому что благодаря ей совершилось невольное исповедание Христа как Царя. Даже несмотря на то, что Иисус Христос был оклеветан и осужден, Правда Божия таким образом показала, что распяли все-таки Царя. И все орудия смерти — крест, гвоздия, копие, терновый венец, табличка с надписью — становятся не орудием позорной и ужасной казни, а символом победы жизни над смертью. Важно это было и для святой Елены.
Распятие на кресте — это вид наказания, которому подвергались узники, не имевшие римского гражданства: бежавшие рабы, люди, совершившие уголовные преступления — а в иудейской традиции эта казнь была не только страшной, но и унизительной. После того, как тело снимали, кресты и все, что с ними связано, закапывали в землю. Поэтому неудивительно, что при Кресте равноапостольная Елена обнаружила и упоминаемую евангелистами таблицу.
Интересный момент: известно, что титло было найдено в стороне от Креста. Елена приехала в Иерусалим, к тому времени разрушенный императором Адрианом — поэтому ей пришлось применить большие усилия для того, чтобы определить, где когда-то была Голгофа. Как писали спутники Елены, на месте Голгофы теперь располагался языческий храм Венеры: и когда он возводился, в землю под ним были сброшены кресты. Именно благодаря этому кресты и сохранились. Однако табличка лежала отдельно, и неясно было, к какому из крестов она принадлежала — то есть какой из крестов является Господним.
Все находились в недоумении, пока не увидели похоронную процессию (а похороны на Востоке, даже до настоящего времени, очень пронзительные), когда вдова хоронила своего единственного сына. Процессию остановили, наложили на умершего три креста — и один из них оживил сына.
Обнаружение Креста Господня и его Воздвижение важно для нас как некая граница, с которой начинается торжество христианской цивилизации. Хотя указ императора Константина о легализации христианства уже был издан в 313 году, Крестовоздвижение— это окончательное утверждение христианства, ведь сама власть в лице римских императоров поклонилась Кресту.
Интересно также, что Крестовоздвижение происходит на сороковой день после праздника Преображения Господня, когда Господь показал ученикам Свою божественную сущность.
Что мы почитаем в Животворящем Кресте? Мы почитаем не древо, а Божественную и Животворящую Силу. И в этом смысле, конечно, пусть остаются какие-то сомнения, относительно подлинности того же титла, о котором мы говорим. Но когда мы приходим в храм Санта-Кроче, когда мы поклоняемся Кресту и тем святым реликвиям, которые здесь хранятся (кстати, кроме титла, креста, шипов от венка, здесь находится и перст святого апостола Фомы — именно тот, который он вложил в ребра Спасителя), мы все-таки поклоняемся Силе Божией, торжеству, Фаворскому свету, который увидели апостолы.