Вопрос читателя:

Доброго времени суток, батюшка! Женившись 8 лет назад, сын перестал общаться со своими родителями. Живя на соседней улиц, за 8 лет зашел 8 раз на день рождения родителей, имея сотовый телефон, ни разу не позвонил, не спросил, как здоровье, все ли в порядке, не нужна ли помощь. Когда мы сами обращаемся к нему за помощью, то слышим в ответ: «У меня много своих дел». С внуками общаться не разрешает его супруга, мотивируя это тем, что мы не посещаем храм. Но в храм приходить не разрешает, так как считает, что при нашем посещении храма внук (сейчас ему 7 лет) отвлекается, ведет себя эмоционально. Внучке 1,5 года, нам разрешено было с ней пообщаться 3 раза по 40 минут. При всем при этом к родителям и многочисленным родственникам супруги они ездят по два раза в месяц за 120 км. Помогают там с ремонтом. Обратившись к настоятелю храма, в котором сын со своей супругой являются прихожанами, мы услышали в ответ, что сын не обязан своим родителям ничем, у него своя семья и свои заботы. Я чего-то не понимаю? Я неправильно трактую пятую заповедь Закона Божьего — почитать, уважать, заботиться при необходимости? Ведь не уважать — это большой грех? Нам с супругом по 60 лет, у супруга — онкология, и моральная поддержка нам крайне необходима.

Вера

Отвечает иерей Евгений Чебыкин:

Здравствуйте, Вера. Проблема взаимоотношений выросших и создавших собственную семью детей со своими родителями актуальна всегда, поэтому давайте попробуем разобраться, что к чему.

Сразу оговорюсь, что меньше всего в данном случае я хочу встать на чью бы то ни было сторону — Вашу или Ваших детей. Попытаюсь порассуждать на заданную тему с позиции постороннего наблюдателя (коим, собственно говоря, я и являюсь).

Вы очень правильно делаете, что ссылаетесь в своих рассуждениях на слова Священного Писания. Однако, Ваши дети (сын с супругой) могут привести Вам контраргумент из Библии, процитировав вторую главу книги Бытие 24-й стих: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [двое] одна плоть».

Как Вы видите, в сложившейся ситуации каждый может найти для себя удобную строку из Писания и на её основе пытаться навязывать своё мнение противоположной стороне. Но эффективна ли эта стратегия и принесёт ли она кому-либо пользу? Наверное, нет и потому единственное, что Вам остаётся — это выяснить подлинные причины того, почему чада Ваши Вас избегают, а других своих родственников — нет.

Чтобы это сделать, необходимо: (1) спросить их об этом; (2) иметь мужество молча выслушать всё, что они Вам скажут, и сделать всё возможное, чтобы в процессе этого не вступить с детьми в очередной бесплодный спор. А если Вам удастся принять всё проговорённое к сведению и так или иначе скорректировать своё поведение, то Ваша ситуация и вправду может измениться в лучшую сторону.

Тут ведь какая проблема? Любой свекрови очень часто бывает сложно принять, что, входя в дом своего сына, она попадает на территорию, где хозяйкой является не она, а его [сына] супруга. Конечно, это крайне некомфортно — осознавать, что человек, который в течение почти 2-х десятков лет считал Вас самой главной женщиной в семье и во всём Вас слушался, оказывает теперь подобное почтение не Вам, а своей жене. Но для семейной жизни данная ситуация вполне нормальна и естественна, поэтому — если с ней пытаться бороться — результат может быть только один — отстранённость. Может быть, всё дело в этом? Чтобы проверить это, рекомендую Вам всё-таки сходить в храм на исповедь, покаяться в грехах и рассказать Вашу историю священнику. Очно такие вопросы решаются намного легче, чем через интернет.

Конечно, Вы скажете, что и сноха Ваша отнюдь не идеальна и к ней тоже может возникнуть множество вопросов. Безусловно, Вы правы и, если бы я отвечал сейчас не на Ваше, а её письмо, я бы обязательно попытался ей на это указать. И точно так же бы порекомендовал ей сходить на исповедь и обсудить сложившуюся ситуацию со священником. Но сейчас мы говорим с Вами и, следовательно, пытаемся наметить те меры, которые можете предпринять именно Вы, чтобы снова получить возможность полноценно общаться с Вашими детьми (сыном и его супругой) и внуками.

Сказать по правде, ко мне часто обращаются женщины с подобными вопросами. Сначала они делают это со злостью, потом — с унынием. И рано или поздно всё приходит к одному: «Батюшка, я теперь с детьми стараюсь вообще ни о чём не спорить, ничего не говорить лишнего и не лезть не свои дела. Зачем в очередной раз накалять обстановку? Просто прихожу, играюсь с детьми, общаюсь на общие темы и ухожу». Может быть, так оно и должно быть?

Пусть Господь Вам поможет!

P.S.: в завершение своего письма позволю себе процитировать Вам историю о преподобном Макарии и двух женщинах. Надеюсь она будет для Вас полезной.

«Однажды, когда преподобный Макарий молился, к нему был голос, который говорил: «Макарий! Ты не достиг еще такого совершенства в добродетельной жизни, как две женщины, проживающие вместе в ближайшем городе.» Получив такое откровение, преподобный взял свой посох и пошел в тот город. Найдя там дом, где жили названные женщины, Макарий постучался в дверь. Тотчас одна из них вышла на стук и, увидев преподобного, с великой радостью приняла его в своем доме. Призвав к себе обеих женщин, преподобный сказал им: «Ради вас я принял на себя такой великий подвиг, придя сюда из дальней пустыни, ибо я желаю знать ваши добрые дела, о которых и прошу вас рассказать мне, ничего не скрывая.» — «Поверь нам, честный отче, — отвечали женщины, — мы еще прошлую ночь разделяли ложе свое со своими мужьями, какие же добродетели ты желаешь найти в нас?» Но преподобный настаивал, чтобы они рассказали ему об образе своей жизни. Тогда женщины сказали: «Мы не были родственницами, но потом вышли замуж за двух родных братьев и вот уже пятнадцать лет мы живем все вместе в одном доме. Во все время своей совместной жизни мы не сказали друг другу ни одного злобного или дурного слова и никогда не ссорились между собой, а недавно единомысленно решили оставить своих плотских супругов и удалиться в сонм святых дев, служащих Богу. Но мы не можем упросить наших мужей, чтобы они отпустили нас, хотя с большой настойчивостью и многими слезами молили их об этом. Не получив желаемого разрешения, мы заключили завет с Богом и между собой — не произносить ни одного мирского слова до самой нашей смерти.» Выслушав их рассказ, преподобный Макарий сказал: «Поистине, Бог не ищет ни вдовы, ни замужней, ни инока, ни мирянина, но свободное намерение, принимая его, как само дело, и добровольному произволению всякого человека подает благодать Святого Духа, действующего в человеке и управляющего жизнью каждого желающего спастись» (Источник: azbyka.ru).

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
0
Сохранить
Поделиться: