Вопрос читателя:
Здравствуйте! Сын сейчас в подростковом возрасте, он очень сильно изменился, особенно отношение ко мне: пропало уважение, стал обзываться, может кинутся на меня в драку, не слушается, уроки делать не хочет. На мои звонки не всегда отвечает, бросает трубки, гуляет на улице до скольких хочет. Ведет себя так, как будто он уже взрослый и самостоятельный человек. Меня, конечно, это сильно расстраивает, я обращалась к психологу, психотерапевту. Пока ничего не помогает наладить с ним контакт. Спаси Господи!
Ирина
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая Ирина, как отец, я очень сочувствую Вашей ситуации. Наверняка психолог говорил Вам про особенности подросткового возраста, но все-таки скажу кое-что еще раз.
У каждого периода в жизни человека есть собственные задачи. В целом смысл взросления — в том, чтобы становиться все более и более независимым от родителей: начиная от того, что ребенок начинает жить вне маминого организма и заканчивая тем, что взрослый человек умеет полностью отвечать за свою жизнь — в материальном, душевном и духовном ее измерениях.
Подростковый возраст — это время скачка, суть которого в том, что человек начинает резко взрослеть по всем фронтам и входить во взрослую жизнь. Этот скачок происходит на всех уровнях организма, начиная от физиологии и заканчивая психикой, причем все эти уровни тесно взаимосвязаны между собой. Пресловутый подростковый бунт — это естественный протест против того, что, несмотря на взросление, родители по-прежнему продолжают относиться к взрослеющему человеку как к ребенку, в то время как физиологически он уже перестает быть ребенком, да и психика тоже перестраивается.
Современное общество во многом искусственно сдерживает процессы внутреннего взросления (при этом, отметим, поощряя физиологическое взросление), родители это поддерживают — и в результате мы имеем массу подростков, которые как могут пытаются решить задачи своего возраста — вырваться из категории «ребенок» на переходный уровень по направлению к категории «взрослый», и массу родителей, которые стремятся всеми силами показать им, что они еще дети и не могут ни на что претендовать, так как не зарабатывают, не имеют жизненного опыта и от них зависят. В результате возникают конфликты, а задачи возраста не решаются.
В свете всего сказанного выше я бы Вам посоветовал учесть, для чего нужен подростковый возраст, пересмотреть свой взгляд на сыне («Ведет себя так, как будто он уже взрослый и самостоятельный человек», — это не детский каприз, это попытка взросления, которую молодой человек не умеет направить в нужное русло, а взрослые ему не подсказывают, что сделать) и подумать, может быть, вместе с психологом, о том, что нужно поменять в отношениях с сыном, чтобы, с одной стороны, сохранился Ваш авторитет, с другой, сын увидел, что в нем наконец-то признали не ребенка, а взрослеющего молодого человека.
Ниже я прикреплю ссылки на некоторые материалы о подростках, которые, надеюсь, помогут Вам понять, что делать именно Вам и именно с Вашим сыном. И — мой отдельный совет — молитесь о своем мальчике и постарайтесь обсуждать с ним не только его уроки и школу, но и новые интересы, друзей, то, что важно не только Вам (школьные оценки, обязанности по дому), но и ему (мода, музыка, отношения с друзьями и так далее). И можете пересмотреть какие-то правила домашнего уклада («Сынок, ты теперь взрослый человек, а у нас в семье принято между взрослыми общаться спокойно и уважительно: я не буду кричать на тебя, а ты на меня, и мы будем обсуждать, что происходит. Ты выскажешь свою точку зрения, аргументируешь, я свою — и мы попробуем прийти к компромиссу»). Все получится не сразу, но, с Божией помощью, как-то решится, дома станет потише, а Вы с сыном заново познакомитесь друг с другом.
А вот материалы, в которых обо всем этом рассказано подробно:
Подросток: руководство пользователя в 10 нестандартных тезисах
Подросток начинает отдаляться. Как принять это?
Подросток начинает отдаляться. Как принять это
Другие тексты Вы можете найти на нашем сайте по запросу «подросток».
Помоги Вам Господь!