Когда я думал, браться ли за статью в эту тему номера, первый мой импульс был — отказаться. Как журналист, я уже перекормлен «виртуальной проблемой», даже более того — отравлен.

Анонимные доброжелатели

Ну зачем снова выплескивать на читателя отрицательные эмоции от уровня той информации и тех дискуссий, которыми наполнена Сеть? Зачем опять делиться своим шоком по поводу хамства, которое стало чуть ли не нормой общения в Интернете — в том числе и для людей, называющих себя православными? К чему снова предупреждать о силе, с которой виртуальная реальность засасывает в себя людей, подобно наркомании или алкоголизму?..

Дневники, в первое время привлекавшие возможностью поделиться с людьми своими мыслями, в результате приводили к «знакомству» с «анонимными доброжелателями», которым на самом деле нужен не ты и твои мысли, а сам процесс издевательской игры, организации скандала. Так и видится при слове «блоги» этот маскарад, парад масок, досадные эпизоды, когда товарищи по Интернету готовы верить даже прямой лжи лишь потому, что ее опубликовали именно в блоге, а не в газете или журнале.

Я совсем не хотел говорить об этом. А касаться другой стороны проблемы — доказывать, что нарисованные интернет-часовни, виртуальный заказ свечек есть только лишь глупая игра, — тем более дело совершенно бессмысленное. Обсуждение возможности исповеди и общения с духовником через Сеть? Но это вопрос не ко мне, я не духовник.

Интернет, поскольку я вынужден работать с ним профессионально, — тема для меня больная. Если бы один московский интеллигент спросил меня, другого московского интеллигента: а не забросить ли это вредное интернет-общение? — то я бы поспешил ответить: забросить и немедленно. Потому что, к сожалению, мы явно поражены интернет-зависимостью.

Вместо болтовни

Однако я знаю, что наш журнал читают очень разные люди. И Интернетом пользуются люди, которые зачастую живут в иной реальности. Причем в реальности отнюдь не виртуальной. Именно эта мысль остановила меня и заставила задуматься.

Я вспомнил дневник игумена Агафангела (Белых), который служит на краю земли, в поселке Тикси на берегу Ледовитого океана, где сейчас полярная ночь. Вспомнил, что его дневник и общение с ним по Интернету помогли мне не только оставаться на связи, но заставили лучше прочувствовать столь не похожую на мою жизнь людей в другом уголке огромной России. Этот дневник побуждал молиться за миссионера, трудящегося в условиях Крайнего Севера. Батюшкино же упорство в нелегком служении заставляло просить его молитв за нас. Записи отца Агафангела побуждают к конкретным делам. Они призывают поддержать далекие приходы, с которыми социально или географически меня не связывает ничего. Ничего, кроме одной наиважнейшей «малости»: эти приходы — часть нашей общей Церкви; эти люди, без всякой демагогии, — для меня истинные братья и сестры.

Я вспомнил также недавнее скромное, как я думал, и небольшое мероприятие «Фомы» в социальной сети «Вконтакте» — фотофестиваль «Накануне Рождества» (требуется регистрация в группе). Мы попросили людей из «Группы друзей «Фомы» присылать нам фото с рассказом о том, как они встретили Рождество Христово, и вскоре начали получать не всегда технически качественные, но поразительные по духу фотографии — свидетельства того, что моя Церковь жива и что чудо ее возрождения единовременно дает плоды и в небольших поселках, и в далеких городах, и во множестве приходов и семей, в Петербурге ли, в Новосибирске ли — неважно.

Слишком много я в последнее время слышал отвлеченных политизированных разговоров о церковной жизни, которые ничему не помогали и ни к чему не вели (разве только к выражению вечных интеллигентских разочарований и комплексов). А присланные нам снимки — словно глоток живой воды, они вытаскивают из сплина и дарят радость, которой я, кажется, давно уже не испытывал — радость братства в вере.

Время горизонтали

Эти два примера стали лишь частью большого разговора о той стороне интернет-общения, которую все же нужно осмыслить. Мысли мои, возможно, покажутся слишком сухими. И на первый взгляд, они адресованы только людям воцерковленным, уже давно занятым приходской или другой церковной работой. Думаю, однако, что написанное мною обращено не только к таким людям, но и ко многим друзьям, которые давно уже, как и я, попали в сети в прямом и переносном смысле и теперь мучительно думают, возможно ли нам, виртуальным пленникам, вернуть себе реальность невиртуальную, в том числе благодаря самому Интернету?

Информационные системы, объединяющие общество, появились не сегодня и не вчера. Сначала эту функцию выполняло книгопечатание, на смену книгам пришли СМИ, потом — Интернет. И каждый раз возникновение новой системы было огромным социальным прорывом со всеми вытекающими последствиями — как положительными, так и отрицательными.

Но смысл и возможные последствия нынешней информационной революции мы еще только начинаем осознавать, хотя внешние ее признаки всем хорошо известны: в Интернете появились форумы и блоги, потом на смену им пришли социальные сети.

Еще совсем недавно информация циркулировала в обществе главным образом «по вертикали», сверху вниз: политику любого издания определяет руководство, есть четкое разделение на профессионалов — производителей информации и ее потребителей (аудиторию). Хотя, конечно же, между читателями и редакцией существует обратная связь, люди пишут отзывы, письма, пожелания, предлагают новые темы. Но даже сам термин «обратная связь» является по сути лишь подтверждением этого изначального неравенства автора и читателя. С конца ХХ века сайты, форумы и блоги, а чуть позднее — социальные сети создают качественно иной уровень отношений, на смену «прямой» и «обратной» связи пришло сетевое общение равноправных партнеров. Раньше система СМИ всегда была «над людьми». Сейчас в Интернете каждый участник обмена информацией обладает теми же правами и возможностями, что и все остальные. Популярный блогер-одиночка может собрать аудиторию, во много раз превышающую число посетителей сайта какого-нибудь «раскрученного» издания. Четкое разделение на производителя и потребителя информации размывается все сильнее. Писать и публиковать написанное в Сети могут теперь все (причем степень влияния определяется не только осведомленностью и талантом, но также — владением эффективными технологиями).

Если говорить коротко, то на смену «вертикальным» иерархическим системам распространения информации сегодня приходят сетевые, «горизонтальные». И здесь для Церкви открываются очень любопытные и многообещающие перспективы, поскольку в ней парадоксальным образом совмещаются оба типа связей между людьми.

Топорный вопрос

С одной стороны, в Церкви есть иерархия. То есть существует руководство, действуют принципы субординации, есть правила, регулирующие меру компетентности и ответственности на каждом уровне церковного устройства. А с другой стороны, перед Богом все люди совершенно равны независимо от того, кто это — архиепископ или мирянин. В основе иерархии лежат ответственность и подчинение, но при этом в основе всего в Церкви лежит любовь.

Получается так, что наряду с вертикальными связями, присущими любой иерархической структуре, внутри Церкви существуют также и личные — молитвенные, горизонтальные — связи, пронизывающие и соединяющие невидимыми ниточками всю Церковь. При этом всех нас порой разделяют огромные расстояния. Чада нашей Церкви живут не только в разных странах, но даже на разных континентах. Однако это не преграда для взаимной любви во Христе.

Сейчас в Церкви идет огромная работа, церковное устройство сильно меняется. Это трудно, приходится прямо по ходу дела многое уточнять, переделывать и согласовывать. И в этой ситуации всем нам необходимы взаимная помощь и понимание. Одно дело — находиться в центре Москвы в самой гуще и кипении дел, а другое — жить в провинции с ее неспешным ритмом и традиционной удаленностью от столичной суеты. Что же может помочь наладить общение между руководителем Синодального отдела и молодым священнослужителем, приехавшим служить в дальнее село, между епископом и мирянином, между редактором православного журнала и только что крестившимся неофитом? Что всем нам может помочь сегодня быстро связаться непосредственно, без «прямой» и «обратной» связи? Ответ, полагаю, очевиден для всех: Интернет. А точнее — социальные сети.

Что происходит сейчас? Активно меняется церковная структура, создаются новые епархии, чтобы епископы были ближе к священнослужителям и пастве. Все это происходит по иерархической схеме, путем, который идет сверху вниз. И это нормально. Но понятно, что любые, даже благие, перемены сначала могут вызывать трудности, вопросы. Мы знаем это из самой обыденной жизни: ремонтируем ли жилье или начинаем растить новорожденного ребеночка. Как же быть с этими трудностями? Ответ заложен в самой природе Церкви. Ведь Церковь — не партия. Да, в ней существует иерархия, но в центре всего находится Христос-Любовь, все мы — члены Его Тела здесь, на Земле. И потому перед Богом мы все равны, а значит в Церкви возможна не только субординация, но и равноправное сотрудничество, когда голос каждого из нас может стать важным и полезным для всех. В этом смысле патриарх и обычный мирянин равно дороги Богу и равно дороги друг другу. Однако нет эффективных механизмов объединения наших усилий не по вертикали, а в личном плане, по горизонтали. Здесь и может очень пригодиться социальная сеть.

Сегодня в блогосфере существуют уже сотни (!) православных страниц и групп, в которых люди общаются напрямую. Причем в этих группах есть и священники, и прихожане. Можно с уверенностью предположить, что эта тенденция в дальнейшем будет лишь усиливаться.

Конечно, мы еще плохо осознаем потенциальные возможности социальных сетей и на примере недавних «твиттерных» ближневосточных революций склонны видеть в них скорее угрозу, чем созидательный инструмент. Однако тут, на мой взгляд, следует помнить древнюю мудрость: злоупотребление не отменяет употребления. Любой инструмент — нож, молоток, топор — можно использовать для убийства и членовредительства. А можно — для созидания. То же самое в полной мере относится и к социальным сетям. Вопрос тут не в самих технологиях, а в том, кто и ради чего их использует.

Социальные сети любви

В социальных сетях сегодня очень сложно разделить информацию и действие. Там параллельно могут соседствовать рассказ о каких-то событиях, чисто информационные журналистские вещи и личный дневник, а также — активная подготовка мероприятий в реальной жизни, от помощи конкретному человеку до мощного социального движения, дел милосердия. Этот факт сейчас вообще не осознан нами, либо осознан очень слабо. В Сети практически не замечена такая важная фигура, как модератор. Мы видим лишь рейтинговых блогеров и трибунов, которые забрались на верхние строчки рейтингов, в топы. Но есть в социальных сетях и другие люди, которые почти неизвестны. Когда-то Ленин говорил о молодых штурманах будущей бури. Вот их-то современных «коллег» в Интернете пока не заметили и не оценили. Кто на наших форумах и в социальных сетях становится организаторами? Кто эти люди, которые накапливают в виртуальном пространстве импульс для реальных действий? Этот вопрос очень много значит для различных волонтерских движений. Но он не менее важен для людей в Церкви и тех, кто готов вместе с нами что-то делать. Ведь Церковь пользуется теми же инструментами, что и любая другая организация, ради своих целей, главная из которых — спасение души каждого человека.

Я теперь заглядываю в социальные сети. Бессмысленно в очередной раз писать, что там есть масса отвратительных явлений. Но я вижу там и живые православные группы от тысячи до десятков тысяч участников. Их никто еще не считал. А есть еще блоги, сообщества. И кто-то ведь ими руководит. Кто-то направляет дискуссии, занимается созданием фотоальбомов. Кто? К своему стыду я, журналист, этого не знаю. Но в то же время понимаю, что это наш важный шанс.

Сейчас на фоне существования традиционных СМИ в Интернете конкурируют две тенденции — блогерство и идеальная социальная сеть. Многие блоги и форумы — это отнюдь не конструктивное общение с целью выйти на какое-то полезное общее дело, но разрушительная, пустопорожняя болтовня. А идеальная социальная сеть — это некая платформа для открытого взаимодействия, на которой люди способны объединиться и что-то изменить к лучшему в мире.

Понимаю, что перемены, которые мы сейчас видим и переживаем в нашей Церкви, — это всегда трудно, всегда стресс для множества людей, которым порой кажется, что «весь мир идет на меня войной». Так пусть социальная сеть нам поможет. Давайте сделаем социальную сеть не только виртуальной, но и реальной системой, связывающей нас. Чтобы вместо оханья по поводу того, как трудно идут перемены, поддерживать друг друга, утешать, помогать друг другу словом и делом, молиться друг за друга, дружить. И тогда окажется, что львиную долю проблем, связанных с нынешними переменами, можно преодолеть, потому что это будет означать исполнение слов апостола: Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов (Гал 6:2). Но для этого мы должны стать идеальной социальной сетью любви, социальной сетью христиан.

 

Созидание в интернете

Любой инструмент — нож, молоток, топор — можно использовать для убийства и членовредительства. А можно — для созидания. То же самое в полной мере относится и к социальным сетям. Вопрос тут не в самих технологиях, а в том, кто и ради чего их использует.

- Владимир Гурболиков.

В качестве наглядынх примеров к этой статье мы собрали несколько примеров интернет-серсурсов, направленных именно на созидание в том или  ином его виде: психологическая помощь, благотворительность, помощь в чрезвычайных ситуациях и так далее:

СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ СЕТЬЮ

Узкотематические сайты для людей, попавших в кризисные ситуации. На сайтах можно найти статьи, предлагающие решение проблемы. Среди авторов статей — люди, преодолевшие кризис и готовые поделиться своим опытом. Сайт «Пережить.ру» — как пережить расставание, развод, уход любимого человека. Сайт «Настоящая любовь» — о том, как выстроить отношения с противоположным полом, о семье и семейных вопросах. Сайт «Победишь.ру» — для тех, кому приходят мысли о самоубийстве, девиз сайта: «Жизнь — война. Суицид — дезертирство». Сайт «Светлая память» — как пережить смерть близких. Сайт «Ветка ивы» — как пережить последствия насилия. Сайт «Болеем, не унывая». Предостерегающий сайт «Заговор.ру» — сайт о гаданиях, приворотах и их последствиях. Сайт «Реалисты» — о том, как быть счастливым, девиз сайта: «Сила — в правде».

 

СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ СЕТЬЮ

Объединение московских благотворительных обществ и фондов, созданных по инициативе граждан и помогающих как россиянам, так и жителям СНГ. Цель проекта: взаимопомощь, координация действий, информационная поддержка тех, кто занимается благотворительностью. Как правило, благотворительные фонды специализируются на помощи людям с конкретным диагнозом (например, онкология) или узко очерченной проблемой (например, жертвы насилия). Работа сайта «Все вместе» призвана упростить поиск благотворительного фонда нужного направления.

 

СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ СЕТЬЮ

Православный портал о благотворительности и социальной деятельности. Напрямую связан с Синодальным отделом по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви. Кроме новостных и аналитических статей, на сайте — практическая информация о том, как и кому конкретно можно помочь. Сайт поделен на разделы: «Дети без родителей», «Больные, старики, инвалиды», «Добровольцы», «Семья», «Армия», «Алкоголики и наркоманы», «Бездомные». На сайте собрана база данных по храмам, церковным организациям и иным учреждениям, которые занимаются социальной работой. Публикуются просьбы о помощи, осуществляется сбор средств.

 

СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ СЕТЬЮ

Ресурс, направленный на противодействие абортам. На сайте публикуются статьи врачей и психологов, а также рассказы женщин, отказавшихся от идеи аборта. Сайт является сугубо информационным проектом, выполняющим просветительские задачи. Отдельное место отведено статьям медицинского характера со строго научными сведениями о проблемах контрацепции.

 

СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ СЕТЬЮ

Первоначально сообщество было создано для помощи пострадавшим от пожаров в 2010 году и огнеборцам, но постепенно переросло в сообщество добровольцев быстрого реагирования в чрезвычайных ситуациях. В сообществе оперативно распространяется информация о пожарах и иных происшествиях, и участники сообщества имеют возможность оперативно принять адекватные меры — например, приехать на место и оказать посильное содействие пожарным.

 

СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ СЕТЬЮ

Группа «Православие» в социальной сети «Вконтакте». Насчитывает почти 80 тысяч участников — православных верующих и интересующихся Православие людей со всего мира.

 

 

 

СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ СЕТЬЮ

Тематически сайты (www.lizaalert.org/www.global-poisk.ruwww.poiskdetei.ru/) охватывают территорию всей страны. Через них распространяются сообщения о новых пропавших людях. Через форумы осуществляется координация работы добровольцев-поисковиков.

 

СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ СЕТЬЮ

Своего рода единая информационная база со ссылками на все православные ресурсы Интернета. Информация поделена на тематические разделы: «Русская Православная Церковь», «Вселенское Православие», «Православное вероучение», «Культура, искусство, наука», «Православные СМИ» и т. д. Через данный сайт можно найти информацию фактически о любом православном храме в любой точке земного шара.

 

СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ СЕТЬЮ

Крупнейший в Рунете ресурс, где собран мультимедиа-архив разнообразных материалов православной тематики: аудио- и видеозаписи лекций известных богословов, радиопередачи, подкасты, аудиокниги, коллекция духовной музыки. На сайте публикуются просьбы о помощи. В качестве помощи можно выбрать опцию «Помолиться»: по специальной ссылке Вы попадаете на сайт, где предполагается текст молитвы.

 

Читайте также в теме номера "Цековь и сеть": 

ЦЕРКОВЬ И СЕТЬ

ОТ ХРИСТИАНСТВА ЖДУТ ПОДЛИННОСТИ...КОТОРОЙ В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТА ТАК НЕ ХВАТАЕТ

0
0
Сохранить
Поделиться: