Достойная недостойность
Любое общение двух людей — встреча двух миров со своими привычками и взглядами. По ходу совместной жизни возникают проблемы, которые нужно как-то решать, причем иногда с большим трудом. В период ухаживания можно увидеть, чтó на самом деле представляют собой жених и невеста: насколько они честны, открыты, умеют ли прислушиваться к мнению другого, стремятся ли измениться или кроме своего мнения ничего не воспринимают…
Интимная близость же выводит отношения на другой уровень, более нежный, доверительный. Когда ты в постели с любимой/любимым — легко простить, легко закрыть глаза на недостатки, отмахнуться от проблем. А теперь представьте: молодые люди познакомились и начали жить вместе. Никакого подлинного психологического узнавания другого человека, с которым предстоит прожить десятилетия, нет. Все кажется хорошим, гладким.
Влюбленные вступают в брак. И вот спустя год, когда происходит привыкание друг к другу, когда жизнь ставит перед молодыми реальные проблемы, а интимные отношения перестают быть головокружительно манящими и становятся привычным образом супружеского общения, возникают сложности. И оказывается, что молодые не умеют решать эти проблемы. Не научились тогда, когда этому нужно было учиться, то есть до брака. Не научились, не могут, даже не хотят. И расстаются…
Верующие люди более сознательны. Они рассматривают жизнь не как средство для получения удовольствий, а через призму того, что человек сделал и должен сделать для мира, что он может показать Господу как результат своих стараний, трудов. И к браку они относятся более ответственно.
Не одномоментный акт
Господь каждой венчающейся паре подает Свою благодать. Поэтому я не вижу ничего страшного в том, что приходят венчаться люди малограмотные в церковных вопросах. Желание венчаться, даже понимаемое просто как красивый обряд, может стать тем шагом к вере, который человек раньше не сделал.
Все мы, и священники, и просто верующие люди, должны сделать так, чтобы Таинство венчания стало не просто обрядом, а моментом приобщения к вере. Мы должны говорить так: «Вы пришли в храм с желанием венчаться, то есть с просьбой о благословении Божием на супружеские отношения. Но Венчание — не одномоментный акт, а призывание Господа в ваши отношения, в ваш супружеский союз. Отныне вы должны строить супружеские отношения с помощью Божией, на фундаменте христианских заповедей, принципов. Благодатная помощь в браке вам будет дана, если вы, дорогие молодожены, будете регулярно исповедоваться, причащаться, если не будете порывать с Церковью…»
Приходящим венчаться я объясняю, что венцы, которые мы надеваем на головы брачующимся, кроме прочих смыслов, символизируют и терновый венец Христов. Брак есть крестный путь, путь самоотречения, жертвенной любви, терпения…
А глава семьи — Христос
В древности у мужа и жены были четко определенные роли. На жене был дом, а муж зарабатывал деньги, был ответственен за семью, за ее обеспечение, существование, то есть его можно было назвать главой семьи. Это была норма.
Сегодня ситуация изменилась. Например, жена может иметь лучшее образование, лучше ориентироваться во многих вопросах, быть мудрей, нравственно более цельной, чем муж. И сегодня приемлемой мне кажется позиция, когда муж и жена в равной степени несут ответственность за семью. Принимать решения они должны после совместного обсуждения. Тут уже не совсем верно говорить, что кто-то глава семьи. Христос — глава семьи, а супруги во взаимном уважении к мнению своей второй половины избирают основой жизни своей семьи истину.
Я вспоминаю по этому поводу курьезный случай. Одна интеллигентная старушка рассказывала, как еще в советское время в храме, заполненном женщинами, священник после службы говорил проповедь о том, что муж — глава семьи, а женщины должны слушаться мужей, ибо таково установление Божие… Когда проповедь закончилась, эта женщина подошла к священнику и спросила: «Батюшка, как вы думаете, где мужья этих жен? Почему они не в храме?.. Можно предположить, что они просто неверующие и в этот самый момент пьют пиво с друзьями или сидят перед телевизором… Как вы полагаете: если бы женщины во всем слушались мужей, пришли бы они в храм?..»
Итак, равенство в семье. Но это только для тех семей, в которых муж и жена адекватны, умны, ориентируются в жизни. В тех же семьях, в которых одна супружеская половина более слаба, чем другая, роль главы семьи берет более сильный и ответственный человек. Обычно это мужчина, но бывает и наоборот… Сколько я знаю семей, где детей, финансы, быт — все тащит женщина, а мужчина (особенно если пьющий), просто прилепился и плывет по течению.
Почему так? Да потому, что воспитание мужчины сейчас иное, нежели в древних культурах. Тогда сына воспитывал отец, и мальчик с детства готовился иметь самую сознательную и активную роль в социуме — мужскую роль. А сейчас, начиная с детских садиков, школ мужчину воспитывают женщины, балуют мама и бабушка… Двадцатипятилетние великовозрастные сынки сидят на шее мам… Какой из них получится защитник и двигатель семьи?..
И что делать?
Православная Церковь не только декларирует высокие брачные идеалы, но и трудится в этом направлении. Трудится, чтобы брак молодых людей стал таким, каким его установил и хочет видеть Бог.
Я скажу о деятельности, осуществляемой в Санкт-Петербургской митрополии, что применимо и к другим епархиям.
В Санкт-Петербурге более 150 храмов. Около 100 из них на пастырском, приходском и епархиальном уровнях ведут реальную деятельность в отношении семьи и брака.
Пастырский уровень — это индивидуальная работа священника с прихожанами, в частности с молодыми людьми, желающими вступить в брак. Практически ежедневно во всех храмах можно побеседовать со священником по самым разным вопросам, в том числе поговорить о смысле брака, о том, как, вступив в брак, сохранить любовь, как строить супружескую жизнь. В этом отношении верующие люди имеют меньше проблем. Если они прислушиваются к голосу священника, то постепенно преодолевают все сложности и проблемы во взаимоотношениях. Наблюдая за супружескими парами в своем приходе, я вижу, как семьи становятся крепче, а отношения глубже год от года. Из тех браков, в которых оба супруга воцерковлены, разводы бывают максимум в 5% случаев.
На приходском уровне тоже ведется активная работа. Почти при всех храмах есть воскресные школы для взрослых, где помимо богословских вопросов разбираются и проблемы семьи и брака. В Петербурге существует ряд семейных клубов. Если семья нуждается в общении с единомышленниками, в таком клубе всегда можно найти помощь и обрести друзей. При нескольких приходах организованы консультации психологов. А также там можно получить реальную социальную и материальную помощь.
В городе есть несколько обществ трезвости, существует епархиальный отдел, занимающийся реабилитацией наркоманов, — всё это призвано лечить язвы общества, из-за которых страдают семьи.
На епархиальном уровне среди отделов Санкт-Петербургской епархии есть отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Полтора года назад стало очевидно, что настало время скоординировать усилия людей, работающих с семьями, с супругами, и тогда при этом отделе был создан сектор по работе с семьей. В числе проектов деятельности сектора — создание постоянно действующих курсов, на которых будет рассказываться о браке и семье. Священники, психологи будут помогать молодым определиться, а людям, состоящим в браке, что-то исправить и наладить в своих взаимоотношениях. Первая попытка запустить такие курсы оказалась не совсем удачной — люди не знали об этих встречах, и поэтому слушателей было немного.
Сейчас мы занимаемся вопросом своевременного оповещения, а пока записываем диск с циклом бесед, подготовленных пастырями нашей епархии и психологами, в котором стараемся охватить весь спектр вопросов по христианскому браку и семейным проблемам. Такой диск можно будет приобрести в каждом храме за символическую цену. Это те же курсы, но которые пришли к вам в дом.
Также в настоящее время создается база данных о нашей работе, посвященной темам семьи и брака. Каждый христианин сможет узнать, каким конкретно направлением в отношении семьи, супружества занимается тот или иной приход, и обратиться туда в случае нужды.