Вопрос читателя:
Добрый день!
Все мы знаем о воскрешении. Со времени восхождения Христа к Отцу Небесному прошло уже менее 2000 лет, за это время отошли в мир иной и апостолы и святые. Скажите, такие святые, как Николай Мир Ликийский, Трифон, Матрона и другие, мощи которые разобраны по частям и находятся в разных храмах, тоже воскресли, несмотря на то, что мощи находятся на земле?
То есть они воскресли в отрыве от своего тела? Если этого не произошло ещё, то можем ли мы молиться мощам, а не воскресшему святому? Спасибо за пояснения!
Алексей
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогой Алексей! Божие на Вас благословение!
О воскрешении знаем мы все но, как показал Ваш вопрос, кто-то об этом знает что-то не то.
Смотрите, в чем дело. Святые — это люди, которые прожили свою жизнь так, что на ее исходе их внутреннее состояние таково, что они могут беспрепятственно быть с Богом и благодать Божия и присутствие Божие в них постоянно. Именно оно и дает возможность им быть теми, через кого Господь творит чудеса, о которых можно прочитать в житиях (и другие, неизвестные широкой общественности).
Любой человек сотворен для жизни в вечности, но после грехопадения эта вечность жизни осталась за душой человека, а тело стало смертным. Поэтому любой человек умирает, то есть в тот момент, когда тело приходит в негодность, оно перестает жить, а душа остается живой и происходит разделение души и тела. Это и есть смерть. И в таком разделенном состоянии душа и тело любого человека остаются до Страшного суда (см. Что мы знаем о Страшном суде).
Есть рассказы о некоторых людях, которые воскресали (например, о святом Четырехдневном Лазаре), но это происходило ненадолго и потом все равно наступала смерть. Общее воскресение будет только во время Страшного суда, и каким образом будут воскрешены тела всех умерших, нам пока недоступно для познания.
Таким образом, святые пока, как и все прочие люди, не воскресли, они так же ждут Страшного суда и воскресения.
Но их жизнь, наполненная благодатью, такова, что и на смертное тело воздействие этой присутствующей благодари перешло. Почитая мощи святых, мы молимся самим святым, а к мощам прикладываемся, чтобы приложиться, прикоснуться и присоединиться к той божественной благодати, которая осияла не только их души, но и их тела (см. Что такое мощи?).