СУДЬБА

Анатолий ЗЕЛИНСКИЙ, председатель совета директоров Балтийского банка, Москва:

Само появление в современной России такого журнала, как «Фома», — это признак начала возобновления культурной традиции. Издание, которое интеллигенты делают для широких масс — это классическая модель народного просвещения. И мне нравится, как аккуратно и естественно «Фома» развивает этот подход к работе, как бережно редактора сохраняют первоначальный замысел — рассказать людям о красоте Православия. Никакого насилия над читателем, уважение к авторам, побуждение к полемике, живая реакция читателей на материалы — все это очень впечатляет.

На «Вопрос номер один» февральского номера «Бывает ли ложь во спасение?» могу дать однозначный ответ: безусловно, не бывает. Это такой же грех, как и все остальные, и спасительным он быть не может просто по определению. В моей жизни никогда не бывало так, чтобы ложь приводила к чему-то хорошему. Да, в нашей жизни очень много такого, что совершенно не нужно перегружать на близких. На вопрос в дверях: как сегодня прошел день? — автоматически отвечаешь — все нормально, хотя там, скорее всего, хватило всякого. Но на самом деле всегда чувствуешь — что ерунда, а что и нет. Хорошо в этом случае переложить проблему на Господа и все сомнения изложить на исповеди.

Замечательно, что в рубрике «Числа» появились рассказы о новомучениках, ведь это уникальный шанс прикоснуться к подлинной духовности, которая здесь, рядом с нами — в документах, в воспоминаниях очевидцев. Это близкая для меня тема, волнующая душу... Я как-то слышал историю сорока мучеников, которых в годы гонений вывели для казни на берег реки. Когда первого поставили на доску над водой и спросили: «Веруешь в Бога?», он ответил просто: «Верую». И был расстрелян. Тогда оставшиеся священники, поняв, что происходит, запели хором молитву на отход души. Так и шли на смерть, славя Бога…

Интересной получилась рубрика «Смысловая география», посвященная церковным бабушкам. Признаться, вы меня удивили! С такого необычного ракурса на Ярославль еще никто не смотрел. Недаром каждая «Смысловая география» начинается с социологического опроса, цель которого — узнать, с чем у людей ассоциируется тот или иной город. Как правило, диапазон ответов, к сожалению, — от банальности до нелепости… «Фома» разрушает стереотипы о регионе — и делает это увлекательно! Рассказывая о привычном и, казалось бы, хорошо известном каждому путешественнику месте, журналист берет на себя очень сложную задачу. Конечно, информацию можно получить отовсюду, но заслуга «Фомы» — в цельности и избирательной подаче фактов.

Современное отношение жителей мегаполисов к «провинциальным» городам — это, в какой-то мере, продукт глобализации и коммерциализации. На рынок попадает только тот продукт, который можно потреблять толпой. Если толпа идет по одной улице — маршрут быстро становится прибыльным. Последствия известны: строительство бесконечных сувенирных лавочек со штампованными буклетами и брелоками… Наверное, журналистов «Фомы» стоит посылать в недельные или даже двухнедельные командировки, чтобы они могли узнать регион глубже, выявить нечто уникальное, неизвестное людям или просто забытое.

Главное для «Фомы» теперь — не останавливаться на достигнутом. Естественно, у меня, как у любого внимательного читателя, есть свои опасения по поводу развития журнала. Он все более усложняется — это видно и по разнообразию материалов, и по глубине проникновения в актуальные проблемы и исторический материал. Порой мне кажется, что «Фома» сводит под одну обложку практически несводимое... Надо четко сегментировать аудиторию, ведь невозможно быть интересными абсолютно всем!

Мне кажется, судьба «Фомы» — разделиться. Редакция может выпускать целый блок изданий: детский журнал; журнал для пожилых людей, которые всю жизнь прожили при советской власти и нуждаются в особом подходе; для молодежи, с которой надо общаться на ее языке и никак иначе. Думаю, «Фома» справится с этой сложной, но необыкновенно важной задачей, ведь цена ее решения — сердца читателей.

0
0
Сохранить
Поделиться: