Фото iko, /www.flickr.com/

Суд любви

Александр Ткаченко

Есть в церковном предании темы, которые очень болезненно воспринимаются человеческим сердцем. Одна из них – Страшный Суд. Зачастую он понимается так, будто в конце времен придет к нам не любящий Христос, а безжалостный Судья. И все на этом Суде будет происходить уже никак не по любви, а исключительно по справедливости – механичной, холодной и беспощадной. Дела будут рассмотрены, мысли, слова и поступки – взвешены, приговор – вынесен и обжалованию. Праведники пойдут в жизнь вечную, грешники – на вечное мучение. И, конечно же, по результатам Суда все окажется именно так, об этом прямо говорит Церковь. Но все же подобный взгляд на Бога, как на безжалостную машину правосудия, представляется мне в корне неверным. Дело в том, что Бог не может перестать быть Тем, Кто Он есть. То есть – любовью. И до суда, и во время Суда, и после него Он все равно остается любовью, которой не будет конца. Однако грешники все же будут осуждены, согласно слову Писания. Как же Бог может осудить на вечные мучения того, кого любит?

Мне представляется это следующим образом. Сам человек перед лицом Бога Любви на основании опыта своей земной жизни и посмертного существования, определяет в этот момент свою судьбу. Такое мнение может показаться дерзким, и я бы не осмелился его высказывать вслух, если бы не читал нечто подобное у любимого мною святителя Феофана Затворника. Правда, он рассуждает подобным образом о мытарствах, а не о Суде Божьем. Но мысль о самоопределении человека в отношении его посмертной участи выражена у святителя предельно ясно: «…мытарства представляются чем-то страшным; а ведь очень возможно, что бесы, вместо страшного, представляют нечто прелестное. Обольстительно-прелестное, по всем видам страстей, представляют они проходящей душе одно за другим. Когда из сердца, в продолжении земной жизни, изгнаны страсти и насаждены противоположные им добродетели, тогда что ни представляй прелестного, душа, не имеющая никакого сочувствия к тому, минует то, отвращаясь от того с омерзением. А когда сердце не очищено, тогда к какой страсти наиболее питает оно сочувствие, на то душа и бросается там. Бесы и берут ее будто друзья, а потом уж знают, куда ее девать. Значит, очень сомнительно, чтобы душа, пока в ней остаются еще сочувствия к предметам каких либо страстей, не постыдилась на мытарствах. Постыждение здесь в том, что душа сама бросается в ад».

На основании этих слов святителя, и я считаю, что Бог не производит ни малейшего насилия над человеком. И что страшным этот Суд назван совсем по иной причине: такое определение носит уже не какой-то случайный и временный характер. Оно – окончательное, потому что это будет предельно-объективный результат всего опыта жизни человека, выявление самых дорогих для него ценностей и привязанностей. И вовсе не подобием бесстрастной языческой Фемиды, с завязанными глазами взвешивающей человеческие дела, будет наш Бог на этом Суде. Любовь Его по-прежнему будет изливаться на всех людей, независимо от их нравственного и духовного состояния. Но лишь праведники смогут ее воспринять как благо. Для нераскаянных же грешников она станет последним и главным обличением их греха, с которым они не захотят расстаться даже перед лицом вечности. Преподобный Иустин (Попович) писал об этом так: «Влюбленные в зло, они, согласно всеправедному суду Божиему, таковыми и войдут в вечность, как добровольно ею жили на земле. Ибо Бог перестал бы быть Богом, если бы насильно отторгнул их от зла греха».

 

Фото на заставке: iko/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0

Читайте также другие материалы о Страшном суде:

Есть ли шанс покаяться на Страшном суде?
Чем страшен Страшный Суд?
Да не судимы будете - Интервью с протоиереем Павлом Великановым

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (41 голосов, средняя: 4,78 из 5)
Загрузка...
23 февраля 2020
Поделиться:

  • Наталья
    Наталья 1 месяц назадОтветить

    "Почему мир так устроен, что в будущем либо рай, либо ад? Ну, возможно, по той же причине, по какой большинству детей так важно жить с папой и мамой, а не оказаться в детском доме. "

    Извините, Владимир, видимо, я непонятно выразила свои мысли.
    Бог может оставить неспасенных людей вне рая, но и вне мучений. Однако оставит их в мучениях против их воли навечно.
    Я не поняла, при чем здесь пример с детским домом и родителями.
    Зачем Богу оставлять неспасенных людей в вечных мучениях, если Он может оставить их вне рая, но и вне мучений? Что плохого в том, что не спасённые люди не будут в блаженстве, но и не будут мучаться вечно?

    Вот так звучит вопрос.

    Ещё раз прошу опубликовать мой комментарий. Спасибо.

  • Наталья
    Наталья 1 месяц назадОтветить

    "Почему мир так устроен, что в будущем либо рай, либо ад? Ну, возможно, по той же причине, по какой большинству детей так важно жить с папой и мамой, а не оказаться в детском доме. "

    Извините, Владимир, видимо, я непонятно выразила свои мысли.
    Бог может оставить неспасенных людей вне рая, но и вне мучений. Однако оставит их в мучениях против их воли навечно.
    Я не поняла, при чем здесь пример с детским домом и родителями.
    Зачем Богу оставлять неспасенных людей в вечных мучениях, если Он может оставить их вне рая, но и вне мучений? Что плохого в том, что не спасённые люди не будут в блаженстве, но и не будут мучаться вечно?

    Вот так звучит вопрос.

    Прошу опубликовать мой комментарий.

  • Майя
    Майя 1 месяц назадОтветить

    Наталья: "Зачем надо, чтобы неспасенные именно вот мучались, когда можно поместить их вне мучений, но и вне блаженства? Ведь Богу все возможно." Бог не будет никого никуда помещать. Но сам человек не захочет быть рядом с Богом и добровольно пойдёт туда, где нет Его любви, т.е. в ад. Ад - это место, где нет Бога, а мучить человека там будет его совесть, осознание бессмысленно прожитой жизни.
    Бог никому не навязывает свою любовь, иначе представьте себе, что Вас любит человек, который Вам не приятен, и он ухаживает за Вами и пытается встретиться, угодить и т.д. Вряд ли Вам будет это приятно. Тоже самое и в Царстве небесном, грешным людям там будет плохо, плохо от любви Божей, вот и все ...

  • Наталья
    Наталья 1 месяц назадОтветить

    Владимир, во -первых, вы привели крайние примеры: наркоманов и алкоголиков со стажем. Во-вторых, в результате длительной зависимости у таких людей поражены психика и воля, причем очень серьезно. Не случайно многие алкоголики порой видят бесов, причём, совершенно одинаково: те уже не таятся, видя, насколько ослаб и зависим этот несчастный. Вот таким людям вырваться из этого демонического плена крайне тяжело, своих сил у них нет совершенно. Здесь нужны и сторонние молитвы, причем искренние и регулярные. Немногие имеют счастье покончить с этим адом при жизни.
    Я же, в основном, веду речь о "среднестатистических" грешниках, которых - абсолютное большинство. Те, которые лгут, завидуют, злословят, осуждают, ленятся, жадничают, сребролюбничают, нарушают посты, невнимательно молятся, раздражаются, празднословят, помнят обиды и злорадствую, маловерны, теплохладны. Этим страдаю и я. В вечную нечеловеческую муку меня и таких же бедолаг? Лично я не выбираю эту вечную муку и не хочу находиться в ней от слова вообще. Совсем. Но вот лучше при этом не становлюсь. И что делать?
    Вспомните: вы родились в эту жизнь не по своей воле; вы родились греховно повреждённым тоже не по своей воле и вине; вы удобопреклонны ко греху более, чем к добру, тоже не по своей воле, так как больны от рождения; вас, и без того слабого и несчастного, ещё постоянно искушает дьявол; ваша жизнь полна боли и скорбей - тоже против вашего выбора и желания. При таком раскладе вечные мучения несчастного человека, не просившегося в такую жизнь - чудовищны.
    Я не говорю о том, что всем надо быть в раю. Это все же неправильно. Но что мешает поместить грешников вне рая, но и вне мучений? Они же сами не желают вечно мучаться. Особенно вот такие, "среднестатистические, обычные". Зачем надо, чтобы неспасенные именно вот мучались, когда можно поместить их вне мучений, но и вне блаженства? Ведь Богу все возможно. Кому надо,чтобы грешники именно вечно мучались и для чего? Если можно обойтись без мучений с грешниками - зачем, зачем, для чего оставлять из в муках, тем более, они сами не хотят в них быть?

    Прошу не отказывать в публикации моего комментария.

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков 1 месяц назадОтветить

      Наталья, во-первых, они не крайние. Крайние -- это убийцы, садисты, насильники, наверное. А пьяниц вокруг вагон и маленькая тележка. Или тех, кто не может бросить курить, хотя дышит едва и сердце загоняет. К тому же нет никаких среднестатистических грешников. Я об этом написал своё мнение в ответе Дмитрию. Христос об этом специально говорил в части своего слова, которое назвали Нагорной проповедью. И там, мне кажется, многое ясно. Нельзя жить не живя; жизнь -- это не статика, а движение. Если движения нет, то ты тонешь и умираешь, хотя внешне ещё вроде бы жив. Как у Давида Самойлова: "Любить не умею. Любить забываю. Я глохну, немею И зренье теряю. И жизнью своею Уже не играю. Любить не умею, И я умираю". Он всё совершенно правильно описал, хотя, как я понимаю, вовсе не был верующим, а писал изначально вроде бы о переживании старости. Почему мир так устроен, что в будущем либо рай, либо ад? Ну, возможно, по той же причине, по какой большинству детей так важно жить с папой и мамой, а не оказаться в детском доме. Я понимаю всю неточность аналогии (разная бывает жизнь, в том числе с папой и мамой, увы, тоже), но все земные аналогии в чем-то да несовершенны.

  • Дмитрий
    Дмитрий 1 месяц назадОтветить

    Владимир, все Вы верно говорите, тем не менее, сложно поставить в один ряд явно вредные для тела и души привычки, пристрастия и очень "тонкие" вещи, естественные человеку падшему, как, например, объедение, прелюбодеяние, тщеславие, малодушие разных "стадий" - все суть себялюбие. Но насколько сложная в таком случае стоит перед каждым из нас задача - преступить без сильных потрясений через "кожу" в разряд духовных вещей - это-же очень высокая задача - я верю, что Бог примет даже попытку повернуться и лежать в нужном направлении (как точно выразился А.И. Осипов в одной лекции), но церковь, основываясь на святоотеческом учении (?) ставит планку другую - прыгнуть чуть-ли не выше головы. И как в этом разрезе можно принять божественный замысел обожения человека, который всей своей сутью "клонится долу" - ведь заставить сердце "переродиться" - сложнейшая задача для большинства не только неверующих, но и христиан (или тех, кто себя ими считает)

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков 1 месяц назадОтветить

      Дмитрий, я не ставлю на одну доску. Я по аналогии, по тому, что мы можем напрямую увидеть рядом, показываю, что человек вполне даже способен сам себя губить. Да: это явно вредные привычки (которые часто преследуют и очень верных, веруюших в Бога людей). Но это отнюдь не самые страшные примеры того, как люди готовы уничтожить себя. Я о них даже и заикаться не стал.

      Что касается Церкви. Считаю, что тут ошибка. Никакой сверх высокой планки, тем более, единой для всех, она не ставит. У каждого своя история. Кто-то раскаялся и решился не убивать больше дюдей; а кто-то решился не оскорблять человека бранным словом. И то, и другое сложно. И то, и другое, в зависимости от положения и разумения, может быть залогом спасения. Но только залогом. Потому что спасает нас Христос, и Его спасение связано и с Таинствами, но и одновременно сокровенно, поскольку нет такого человека, кто жил бы и не согрешил.

      Церковь нам даёт подсказки, расставляет дорожные знаки, а главное, в ней совершаются Таинства. Это пути, которыми Христос пытается спасти. Но вот как именно спасает Христос, мы знаем не всё и мягко говоря, не до конца. Пожалуй, в любом случае, требуется всё же вера. Не в то, что Он отлучил, а в то, что Он всегда рядом и хочет принять. Да: я слишком часто думаю о своих грехах, через которые не перепрыгнуть. Но возможно, надо бы почаще думать о благодати. Её в переизбытке потому что в ином случае, мы бы уже все сгинули, я бы уж точно. О грехах надо думать, да, но не надо из них самому себе клетку строить. И тем более, воспринимать Церковь именно как часть этой клетки. Это будет ошибка. Это восприятие Церкви вне связи её со Христом. Но тогда это не о Церкви.

      А Церковь... Преподобный Амвросий Оптинский с крестьянкой проговорил час о болезнях её кур, и когда некто "умный" выразил недоумение, то ответил очень ясно и именно как человек, который очень хорошо знает, что такое Церковь на самом деле.

  • Мари
    Мари 1 месяц назадОтветить

    Согласна. Мы сами выбираем свою послесмертную судьбу. И если в течение жизни не придём к Богу, то и после смерти тем более не сможем.

  • Майя
    Майя 1 месяц назадОтветить

    Я раньше тоже думала, что жизнь по вере это одни сплошные запреты, уныние и черные юбки в пол! Недавно поняла - жизнь с Богом, это жизнь в чистоте, в чистоте душевной, моральной, нравственной (и даже физической, как выяснилось)! И обратно "в грязь " я не хочу, как бы интересно и весело там не было ...

  • Сергей
    Сергей 1 месяц назадОтветить

    Отличная статья все понятно и цитаты святых отцов. Большое спасибо

Загрузить больше комментариев
Загрузить ещё