Вопрос читателя:
Здравствуйте, дорогие священнослужители! Новый год у ворот, и я прочитала как-то в одной статье «Что будем делать с дед Морозом?» что дед Мороз — языческий символ, эта традиция, вводящая детей в идолопоклонство, на этих «елках» и за этим действом стоит сильный демон.
Стоит ли «прогонять» деда Мороза, претендующего на славу Спасителя, или оставить детям веру в деда Мороза как милую сказку до поры, до времени?
Ответ священника:
Здравствуйте, Елена! Вы совершенно правы в том, что образ Деда Мороза имеет языческие истоки. В то же время, со времен речи святого апостола Павла в афинском Ареопаге, (см. Деян. 17, 16-34). Святая Церковь показывает нам единственно возможный и реальный путь избавления людей от пережитков язычества. Таким путем пошла Церковь, придав новый христианский смысл Святкам, воцерковив масленичные обычаи…
Если полностью искоренить популярный языческий обычай не удается, нужно наполнить его новым христианским смыслом. В западной церковной традиции пошли путем придания детской сказочности святителю Николаю Чудотворцу. Этот метод представляется спорным, поскольку превращает в сказочный персонаж очень почитаемого святого.
В России сейчас почти никто не вспоминает о языческом прошлом сказочного героя. Мало кто видит в добром дедушке духа, который замораживал путников в лесу. И я бы не дерзал однозначно говорить, что в каждого артиста, зарабатывающего на детских представлениях, вселяется демон. Это явное преувеличение.
В случае с Дедом Морозом изгнать его с детских праздников практически невозможно. Значит нужно наполнять этот образ христианскими смыслами и мотивами. Это непросто и, конечно, образ сказочного дедушки не должен заслонять святости Рождества и самого Богомладенца Христа. Воцерковление образов сказочных героев — дело талантливых писателей, сценаристов, режиссеров. Ведь мы знаем, что гений способен вложить идеи Господа и Спасителя Христа даже в образ льва.