Стараюсь всем помогать, а мной начинают пользоваться. Что я делаю не так? – Православный журнал «Фома»
Стараюсь всем помогать, а мной начинают пользоваться. Что я делаю не так?

Стараюсь всем помогать, а мной начинают пользоваться. Что я делаю не так?

Приблизительное время чтения: 5 мин.

В редакцию журнала «Фома» пришел вопрос читательницы:

Здравствуйте! Всю жизнь меня мучает вопрос: «Стоит ли помогать другим?» Казалось бы, конечно. Помогай всем — и тебе вернется добром. Только в жизни все иначе. В молодости я была добрым и открытым человеком — старалась всем и каждому помогать. И мною все пользовались. В трудные моменты мне тоже хотелось помощи и поддержки, но их не было. Однажды я спросила у матери: «Почему брат и его семья не помогают мне, как я им столько раз помогала?» И услышала в ответ: «Не смеши». А что здесь смешного?

В конце концов я просто закрылась. С родственниками много лет не общаюсь: даже когда незадолго до смерти матери мне нужна была помощь и я к ним обращалась, они под разными предлогами отказали. Но у меня уже пенсионный возраст, и я чувствую себя одинокой. Я хочу это исправить. Но, вспоминая молодость, очень боюсь «наступить на те же грабли».

Галина

На вопрос отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

Дорогая Галина, ваше желание естественно. Помогать другим — это и значит быть христианином и пытаться приблизиться к Богу. Этот благой порыв нельзя подвергать сомнению, хотя всегда есть риск разочароваться. Причина — в нашей поврежденной человеческой природе. Но обо всем по порядку.

Господь создал человека для сорадования — чтобы он пребывал в любви, благости и милости Божией. Вот что для нас естественно. Но в мир пришел грех и перевернул все с ног на голову: зло стало неотъемлемой частью нашей жизни. А зло — это отсутствия добра. С тех пор человеку легче даются злые дела, а добродетель кажется неподъемным грузом.

И все-таки надо помнить, что мы сами, выбирая между добром и злом, делаем выбор, и этот выбор чаще всего рационалистический, и как правило, в пользу греха. И тогда происходит наложение благого порыва помогать на наши несовершенства. Мы начинаем думать: раз я сделал доброе дело (которое, может, и доброе-то только в наших глазах), то и люди вокруг должны отвечать мне тем же. Да, действительно, в Священном Писании сказано: поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой, и что посеешь, то и пожнешь. Но это вовсе не значит, что между людьми должны установиться рыночные отношения по обмену добрыми делами.

Стараюсь всем помогать, а мной начинают пользоваться. Что я делаю не так?

Творить добро должно быть так же естественно, как есть и пить. Не нужно воспринимать его как геройство. Но сегодня настало время милосердия, которое измеряется не силой любви к людям, а степенью готовности пожертвовать своим комфортом: «Я помогу, но ровно настолько, насколько мне удобно. А ты, ближний, принимай мое добро с почестями, иначе я больше помогать не буду». Но если вы «напрягаетесь» ради того, чтобы получить что-то взамен от Бога, себя или окружающих, это превращается в рутинную работу, в которой и речи нет о стремлении к спасению.

Слово Божие не подлежит сомнению: действительно, что вы посеете, то и пожнёте. Но не факт, что добро вернется к вам от того человека, которому вы это доброе дело сделали. Зачастую мы просто не замечаем того добра, которое творится ради нас: нам уступили место в метро, с нами поздоровались, нам улыбнулись, нас вежливо обслужили — мы все это воспринимаем как должное. Мы привыкли очень высоко ценить свои добрые дела и недооценивать дела других. Подали сто рублей нищему и ждем, что Бог откроет нам счет в банке. А ведь наши добрые дела должны нас менять, возвращать в естественно-райское состояние. Вот о чем мы должны думать, а не о том, чего недодали нам другие.

«Мне мой ближний не помог, а должен был» — эта ложная установка очень популярна. А нам никто ничего не должен. Если нужна конкретная помощь, составьте список, вывесьте объявление в Интернете и спросите: «Кто может помочь?» Я уверен, что добрые люди откликнутся на ваш призыв. Но не надо ждать, что люди самостоятельно догадаются о вашей нужде.

Так как правильно, с какими мыслями помогать ближнему? Это хорошо сформулировал псалмопевец Давид: не нам, Господи… но имени Твоему дай славу (Пс 113:9). Это значит: адресуйте все свои добрые поступки Богу.

Человека, который искренне помогает людям, невозможно «использовать». Он не имеет противоречий между реальными чувствами, намерениями и проявлениями этих чувств, то есть делами в отношении к другому человеку. Если вы будете помогать искренне, то внешние обстоятельства, какими бы они ни были, не будут страшны — не будут смущением или помехой.

Чего не скажешь о том, кто что-то о себе возомнил и начинает творить «добро» от тщеславия и гордыни. Тщеславие — это не только любование собой перед зеркалом. Это и когда вы стоите перед зеркалом и ругаете, унижаете, не любите себя. И потом проще же сказать: «Я бедный, несчастный, я всем помогаю, и все мной пользуются», чем: «Я всем помогаю, поэтому я самый лучший из людей». Можно даже стать зависимым от собственной слабости, от пренебрежения к себе, может понравиться быть жертвой. Такая помощь ближним порождает лишь сомнения и боль, и уж никак не может быть естественной.

Стараюсь всем помогать, а мной начинают пользоваться. Что я делаю не так?

Так что, если родственники на вас наседают, а вы не можете сказать «нет», это еще не значит, что вы добрый и хороший человек. Это вполне может означать, что вы подспудно хотите быть пупом земли, вокруг которого крутится общество, восторгаясь вашими «добрыми» делами. Вот только спастись этими делами нельзя. Делами вообще нельзя спастись. Делами можно засвидетельствовать свое состояние — или дьявольское, или райское, Божественное.

Конечно, проще быть слабым и роптать на Бога, чем славить Его. Проще закрыться от всех, чем проявить участие, забыв о себе. Проще не верить в людей, чем искренне их полюбить. Но я хочу вам напомнить: христиане живут в мире, где Христос победил смерть. И в этом мире для них нет места личному комфорту: приходится выбирать — комфорт или жизнь со Христом? Перед этим выбором стоит и Галина. Творить добро она уже умеет. Остается сделать правильный выбор.

Подготовила Анастасия Бавинова

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

    Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail — ответ придет вам на почту.

    P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.

    Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

    Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (90 голосов, средняя: 4,43 из 5)
    Загрузка...
    Поделиться:

    • Марина
      Марина9 месяцев назадОтветить

      Это плохо.
      -----------------
      Владимир, тема серьёзная. То, что помощь должна быть бескорыстной, если не на 100%, то на 95 - это понятно. Но как часто? Здесь же мы видим, что автор письма, регулярно (!) помогая своим близким ( а в статье речь идёт не о волонтёрстве ), не получила от тех, кому помогала, и пяти процентов ( ну это я так, условно ). Более того, на просьбу о помощи ей ответили: " Не смеши ".
      Конечно, как говорят, " колхоз - дело добровольное " - можно было и не помогать семье брата вообще, а рационально использовать своё личное время на себя ( хорошее образование, работа, создание своей семьи ), и тогда это была бы другая история...

      Ну и всё-таки между людьми должны же быть хоть какие-то " джентльменские соглашения ". Если у моего брата/сестры/друга проблема, и я его выручаю, то и я могу рассчитывать на него в каком-нибудь " форс-мажоре ".

    • Марина
      Марина9 месяцев назадОтветить

      ... если помощь бескорыстная, то нет и расчёта на ответную помощь
      ------------------------------
      И я так раньше считала! А почитала рубрику " Вопросы к священнику ", и мои взгляды стали меняться. Понимаете, альтруизм как бы у одних. И чем больше человек искренне помогает кому-то из своего ближайшего окружения, тем больше от него требуют.
      Вот Татьяна резкий комментарий написала. Но справедливый.

    • Марина
      Марина9 месяцев назадОтветить

      " ...старалась всем и каждому помогать... В трудные моменты мне тоже хотелось помощи, но их не было "(с)
      _____________________________________

      Удивительно, что на это не обратили внимание, а послали... " исправляться ".

      • Владимир Гурболиков
        Владимир Гурболиков9 месяцев назадОтветить

        Ну, потому и отправили, что если помощь бескорыстная, то нет и расчета на ответную помощь. Это не означает, что хорошо, когда человек оказывался один на один со своими бедами, конечно. Это плохо. Но от этого бескорыстная помощь не перестаёт быть благом. О ней не нужно жалеть, ни в коем случае.

    • Марина
      Марина9 месяцев назадОтветить

      Остаётся сделать правильный выбор.
      ----------------------------
      А тема получилась резонансной.

    • Ирина
      Ирина10 месяцев назадОтветить

      Батюшка верно сказал. Четко в соответствии с Библией. Читайте Евангелие. Тут ниже в комментариях очень верно привели в пример выдержку из слов Христа. Если вы делаете добро только тем,кто делает добром вам, то какая в этом награда? Это любой язычник может делать. Нет в этом награды, а значит нет Царства Небесного. Оттого и плод жизни вас не радует. И это просто прекрасно, что вы хотите исправить ситуацию! Батюшка правильно сказал - навык помощи другим у вас уже есть. Развивайте его! Бог вам в помощь! Пусть он укрепит вас в исполнении христианских заповедей!

    • Татьяна
      Татьяна10 месяцев назадОтветить

      Тут всё дело в том кто этот человек которому требуется помощь. Если это ребёнок сирота или нищий или одинокая бабуля то это одно. Надо помочь и не ждать наград и
      хвальбы. А если это здоровая кобыла которая хочет свою работу и обязанности на вас повесить это другое. Таких сразу отваживаю. Или "друзей" которые вспоминают обо мне только когда им чего то от меня надо. Начинают звонить со своими поручениями и проблемами. Сразу отключаю телефон.Что насчёт родственников то я вообще не понимаю зачем нужна например дальняя родня. Для меня это чужие люди.А вообще помогать надо по желанию а не потому что так нужно.

    • Нина
      Нина10 месяцев назадОтветить

      Благими намерениями вымощена дорога в ад

    • Ольга
      Ольга10 месяцев назадОтветить

      Батюшка слишком общО сказал, нет в ответе помощи конкретному человеку. Стоит человек в полной растерянности, ему нужна помощь, ау, никого нет ни помочь, ни поддержать. И думает человек свою тяжелую мысль, где же те свои, которых он не бросал, почему они отказали в просимой помощи. А ему говорят, ты,..., им помогал по гордыне, поэтому и ждёшь от них помощи. Они тебе не должны. НО. Если человек один и сам может справиться со всеми своими делами, почему он должен помогать другим, они-то тоже должны сами справиться со своими делами, ок, всё так, батюшка?

      Человек попросил донести тяжёлую сумку, а ему про силу тяжести, законы физики, формулу гравитации.

      • Владимир Гурболиков
        Владимир Гурболиков10 месяцев назадОтветить

        А более конкретно, не зная человека, невозможно. Это будет как если пытаться удалять аппендицит по скайпу. И неполезно, и просто опасно.

    Загрузить больше комментариев