Вопрос читателя:
Здравствуйте, батюшка. Мне 16 лет. Недавно я стал интересоваться Святым Писанием, верой, хотя и был до этого крещён и ходил в церковь. Но есть проблема — отношение со стороны сверстников в школе. Отвечать злом на зло не хочется, но что делать не знаю. Посоветуйте пожалуйста, что делать.
Илья
Отвечает иерей Иоанн Загуменов:
Здравствуй, Илья!
Очень хорошо понимаю тебя, я сам проходил через подобное. Когда мы начинаем интересоваться Писанием и верой, часто допускаем несколько ошибок. Они могут серьезно испортить отношения со сверстниками. Одну из них совершил в свое время и я. Посмотри, пожалуйста, не было ли у тебя какой-нибудь из этих ошибок?
Первая ошибка — направо и налево рассказывать о своей вере и интересе к Библии среди тех, для кого ты не являешься авторитетом. Если человек — уважаемый начальник в серьезной компании, аккуратно рассказывающий о своей вере среди подчиненных, они в любом случае не будут в присутствии многих людей насмехаться над его рассказом.
Если человек — старшина в армии и начинает рассказывать о своей вере среди солдат, они также будут довольно уважительно относиться к его рассказу.
Если человек — негласный лидер в коллективе и авторитет для окружающих, к его рассказу также будут относиться уважительно. И уже не в силу занимаемой им должности. Просто во всех этих случаях рассказывающий о вере человек заслуживает уважения в силу своего опыта или достигнутых им результатов — и к его словам будет соответствующее отношение.
Во всех других случаях рассказ о вере среди широкой аудитории может привести к казусу или насмешке. Конечно, от него может быть и польза — благодаря твоему свидетельству о собственной вере кто-то может стать ближе ко Христу. Но, несмотря на пользу, при отсутствии описанного выше авторитета очень высок риск казуса или насмешки.
Вторая ошибка — считать, что вера сводится исключительно к внешним действиям. Например, мы едим в школьной столовой и считаем, что пищу нельзя ни в коем случае кушать, не перекрестившись — не совершив внешнее действие. Но ведь главнее внутреннее действие — когда мы мысленно молимся перед едой, кратко про себя обращаемся к Богу с просьбой благословить пищу. Говорим с нашим Небесным Отцом. И в некоторых случаях есть смысл ограничиться только внутренним действием. Например, если знаешь, что совершение крестного знамения станет вредным для окружающих — они будут насмехаться над внешним проявлением веры, что не полезно для их душ.
Третья ошибка — при наличии собственной глубокой веры равнодушно относиться к окружающим. Апостол Иоанн Богослов пишет, что не любящий братской любовью окружающих, на самом деле не любит и Бога. И Сам Христос говорит: «Все, что ты сделал людям, то сделал Мне». То есть настоящее Христианство не совместимо с эгоизмом. И порой мы хотим быть христианами только для самих себя. Но значительная составляющая Христианства — это служение окружающим, братская любовь к ним, оказание им помощи, сострадания, поддержки.
Тебе, дорогой Илья, нужно проанализировать, нет ли у тебя какой-либо из этих ошибок. Если какая-либо присутствует, нужно ее исправить. А еще важно для себя решить — готов ли ты дальше мириться с тем, что не все будут уважать твои внешние выражения веры. И если не готов — то не стоит расстраиваться. Вот как об этом говорит Христос: «Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».
А если готов, то тебе нужно свыкнуться с тем, что не все будут уважать твои действия, больше думать о христианских поступках во имя любви к другим и вспомнить другое место Писания, слова апостола Иакова: «Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов». Однако и тут нужно помнить — человек, стоящий на таком пути (он называется миссионером) сталкивается с очень многими сложностями.
Выбирай — какой из этих путей твой. И еще помни — как поступить тем или иным образом, часто зависит от конкретной ситуации. Так что взвешивай все «за» и «против». Из двух зол выбирай меньшее.
Помощи Божией тебе!