Вопрос читателя:
Почему Господь проклял Землю, которую Сам же и создал? Земля ведь не виновата, что Адам и Ева согрешили!
Отвечает иерей Сергий Савенков:
Вот так звучит этот стих в книге Бытия
«Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей» (Быт. 3:17).
Почему Господь проклинает творение, которое Сам создал? Для начала нужно понять, что проклятие, произнесённое Богом, не равноценно человеческому проклятию. Мы можем в гневе крикнуть (или злобно прошептать) тому, кто нас обидел: «Будь ты проклят!», и это будет обозначать, что мы хотим обрушить всё зло мира на голову нашего обидчика. Для человека проклятие — эквивалент его ненависти. Когда мы читаем в Библии, о том, что Бог кого-то проклинает, то это означает, что вынесен справедливый приговор. Например, Бог проклинает Каина, первого убийцу: «и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» (Быт. 4:11) На языке Библии слово «проклятие» означает отделение. По слову Божию Каин отвержен землёй и поэтому обречен вечно скитаться: «когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт. 4:12). Проклятие Божие не столько приговор, сколько констатация изменений, которые совершились из-за грехопадения. Каин убил брата, его кровь пролилась на землю, и теперь земля не хочет дать своих плодов Каину.
В случае с Адамом и Евой ситуация похожа. Человек был венцом творения и одновременно господином тварного мира. В первых главах книги Бытия мы читаем, как Адам нарекает имена животным, которых ему приводит Господь (ср. Быт. 2: 19-20). Пока человек подчинялся Богу, мир подчинялся человеку. Грехопадение всё изменило. Адам отделился от Бога, так что мы читаем, как Бог «ходит» по Раю и зовёт: «Адам, где ты?», Адам и Ева отделились друг от друга «и увидели, что они наги». Адам больше не господин творений, он один из них. Проклятие земли обозначает её враждебность человеку. Теперь, чтобы добыть себе еду и выжить, он вынужден бороться со всем миром.
Подобное толкование этих строк мы встречаем у Симеона Нового Богослова, монаха и мистика конца X — начала IX века: «Видишь, как тогда приняла преступника земля, после того как была проклята и лишилась первоначальной производительности, по которой плоды порождались из ней сами собой без труда? И для чего? Для того, чтобы быть обрабатываемою им в потах и трудах, и так давать ему то немногое, что произращает на потребу его, для поддержания жизни, а если не будет обрабатываема, оставаться бесплодною и произращать лишь терния и волчцы» (Слово 45).
Кроме такого понимания есть и другое, например, у апостола Павла в послании к Римлянам мы читаем о том, что мир мучается состоянием «тления», в которое он попал из-за человека (ср. Рим. 8: 20–22). По толкованию святых отцов, «тление» в данном случае обозначает грех, в самом широком смысле слова. Вынужденная смерть, болезни, убийства ради пропитания и многое другое это и есть — «тление мира», под которым мы понимаем не только человека, но и всё живое. Жажда обладания другим, которую открыл Фрейд, — это тоже отголосок древнего тления мира. Но апостол Павел, пишет не только о древней трагедии, но и об избавлении от неё. Весь мир, говорит он, ждёт усыновления человека Богом, потому что через это восстановиться порядок, задуманный Творцом. Противоборство исчезнет, и наступит гармония: «И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ве́дением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11: 7–9).