Согрешили Адам и Ева. За что Бог проклял землю?

Вопрос читателя:

Почему Господь проклял Землю, которую Сам же и создал? Земля ведь не виновата, что Адам и Ева согрешили!

Отвечает иерей Сергий Савенков:

Вот так звучит этот стих в книге Бытия

«Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей» (Быт. 3:17).

Почему Господь проклинает творение, которое Сам создал? Для начала нужно понять, что проклятие, произнесённое Богом, не равноценно человеческому проклятию. Мы можем в гневе крикнуть (или злобно прошептать) тому, кто нас обидел: «Будь ты проклят!», и это будет обозначать, что мы хотим обрушить всё зло мира на голову нашего обидчика. Для человека проклятие — эквивалент его ненависти. Когда мы читаем в Библии, о том, что Бог кого-то проклинает, то это означает, что вынесен справедливый приговор. Например, Бог проклинает Каина, первого убийцу: «и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» (Быт. 4:11) На языке Библии слово «проклятие» означает отделение. По слову Божию Каин отвержен землёй и поэтому обречен вечно скитаться: «когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт. 4:12). Проклятие Божие не столько приговор, сколько констатация изменений, которые совершились из-за грехопадения. Каин убил брата, его кровь пролилась на землю, и теперь земля не хочет дать своих плодов Каину.

В случае с Адамом и Евой ситуация похожа. Человек был венцом творения и одновременно господином тварного мира. В первых главах книги Бытия мы читаем, как Адам нарекает имена животным, которых ему приводит Господь (ср. Быт. 2: 19-20). Пока человек подчинялся Богу, мир подчинялся человеку. Грехопадение всё изменило. Адам отделился от Бога, так что мы читаем, как Бог «ходит» по Раю и зовёт: «Адам, где ты?», Адам и Ева отделились друг от друга «и увидели, что они наги». Адам больше не господин творений, он один из них. Проклятие земли обозначает её враждебность человеку. Теперь, чтобы добыть себе еду и выжить, он вынужден бороться со всем миром.

Подобное толкование этих строк мы встречаем у Симеона Нового Богослова, монаха и мистика конца X — начала IX века: «Видишь, как тогда приняла преступника земля, после того как была проклята и лишилась первоначальной производительности, по которой плоды порождались из ней сами собой без труда? И для чего? Для того, чтобы быть обрабатываемою им в потах и трудах, и так давать ему то немногое, что произращает на потребу его, для поддержания жизни, а если не будет обрабатываема, оставаться бесплодною и произращать лишь терния и волчцы» (Слово 45).

Кроме такого понимания есть и другое, например, у апостола Павла в послании к Римлянам мы читаем о том, что мир мучается состоянием «тления», в которое он попал из-за человека (ср. Рим. 8: 20–22). По толкованию святых отцов, «тление» в данном случае обозначает грех, в самом широком смысле слова. Вынужденная смерть, болезни, убийства ради пропитания и многое другое это и есть — «тление мира», под которым мы понимаем не только человека, но и всё живое. Жажда обладания другим, которую открыл Фрейд, — это тоже отголосок древнего тления мира. Но апостол Павел, пишет не только о древней трагедии, но и об избавлении от неё. Весь мир, говорит он, ждёт усыновления человека Богом, потому что через это восстановиться порядок, задуманный Творцом. Противоборство исчезнет, и наступит гармония: «И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ве́дением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11: 7–9).

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail – ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (17 голосов, средняя: 4,71 из 5)
Загрузка...
4 октября 2020
Поделиться:

  • Игорь
    Игорь 6 дней назадОтветить

    Уважаемый Сергей Савенков,ну нельзя сказать проще-испорчена,пример "бочка мёда и ложка дёгтя"-для чего такое нагромождение букв!?

  • Денис
    Денис 2 недели назадОтветить

    Человек спрашивает о Земле, ответ о людях. Хотя с какой стати с нами за компанию должны страдать безвинные животные и растения? Чем они провинились перед Богом кроме змея - искусителя?!

    • Владимир Гурболиков
      Владимир Гурболиков 2 недели назадОтветить

      В Библии, прямо в книге "Бытие" всё ясно. Человеку была доверена забота о природе и наречение имён животным (речь не о кличках, а о познании сущности). Бог даже после грехопадения ничего не отнял у Адама и Евы. Как отец в притче о блудном сыне, Он отдал им наследство. Но поскольку они более не желали покаяться и не могли более вынести прямого общения с Богом в раю, то грехопадение привело в падшее состояние не только самих людей, но и всё, что было под их опекой. Неслучайно вероучение наше говорит о той вселенной, в которой мы находимся, не как об идеальном, а о падшем мире. Поэтому, сколько бы ни боролись за права животных, против вырубки лесов и так далее (всё это, кстати, хорошо и правильно, если не доходит до абсурда), пока сам человек не принесёт плоды покаяния, пока он не будет спасён, страдать будет всё, с чем он связан. Между прочим, и Сам Бог пострадал ради человека. То есть Он не отрёкся от своего творения, а наоборот, в человеческой природе принял страшные муки и смерть. Таким образом, и Бог пострадал от нашего падения, как и мы страдаем, и природа страдает через нас.

Загрузить ещё