«Соблюдай жесткие правила или гори в аду? Эту каторгу верующие называют свободой?» — отвечает американский священник

В редакцию «Фомы» пришел вопрос от читателя:

Христианин свободен, потому что у него есть два пути: к Богу или от Него.

1) Путь к Богу состоит в исполнении заповедей и молитве и сулит спасение и жизнь вечную, потому что праведник пытался встретить Бога в этой жизни, и Бог исполнит его желание после смерти.

2) Путь вне Бога позволяет делать, в сущности, что захочешь, но раз душа добровольно отвергла Бога в этой жизни, то не пребудет с Ним и в вечности.

Выходит, у меня есть два пути: вечной радости и вечных мук. И, поскольку я могу выбирать одно из двух, я свободен. Но какой же тут выбор? Я буду избегать вечных мук вне зависимости от того, хочу я верить в Бога или нет. Мне придётся идти по пути к Богу, потому что в спину мне дышит холодом ад. Я буду вынужден жить по заповедям, творить милостыню, бороться с плохими помыслами и пребывать в церкви как минимум из страха, что без этого я обречён на погибель.

Совершенная любовь в христианстве — это любовь сына к отцу, когда человек служит Богу уже не из страха или обмена, а просто потому, что хочет. Но и такой человек, если передумает и решит всё-таки жить без Бога, всё равно попадёт в ад. То есть, и рабу, и наёмнику, и сыну отступать некуда. А свободен я был бы тогда, когда мне в любом случае после жизни сулили бы вечную радость и покой; мир, где нет горя и болезней, но я бы добровольно выбрал из двух тот рай, в котором Бог. Это был бы акт выбора, акт любви сына к отцу, ничем не принуждаемый.

Прошу прощения у Бога за эти мысли и вопросы, мне кажется, что они хульны и дерзки, но я не могу верить насильно, я хочу совершить осознанный выбор, лишить себя свободы добровольно, хочу потрудиться для Бога просто потому, что мне это в радость. Но с моим нынешним пониманием христианской свободы я чувствую себя как гражданин в годы репрессий — я свободен и имею перед собой два пути: признать государство и жить припеваючи, или отвергнуть его, и тогда меня ждёт лагерная каторга. Формально это свобода, фактически — нет.

Никита

На вопрос Никиты отвечает протоиерей Стивен (Стефан) Фриман, настоятель храма святой Анны в городе Оук-Ридж, штат Теннесси, США, основатель популярного православного блога Glory to God for All Things («Слава Богу за все»).

Дорогой Никита!

Вы пишете: «Свободен я был бы тогда, когда мне в любом случае после жизни сулили бы вечную радость и покой».

Так оно по сути дела и есть. Не всегда эту мысль выражают именно так, не всегда ее правильно понимают. Но Священное Писание на этот счет говорит вполне ясно:

Бог не желает, «чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет 3:9); и еще:

«говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез 33:11).

Райское небесное блаженство не стоит представлять как «награду», которую нужно заслужить хорошим поведением. Это дар Божий, открытый для всех. Проблема в том, что мы его не желаем (ведь мы свободны). Нам не нужен рай Божий — мы хотим в свой собственный, хотя мы не в силах создать его сами.

На самом же деле рай, небеса и т.д. — все это не что иное, как общение с Богом через Сына Божия Иисуса Христа в Духе Святом. Не существует рая, отдельного от Бога или независимого от Него. И ад — в правильном представлении — вовсе не наказание.

Ад — это отказ от общения с Богом. Сам по себе он не существует, он есть исключительно потому, что мы по своей свободной воле желаем, чтобы он существовал.

Представьте себе мужчину, который женат на чудесной женщине. Она любит его невзирая на все его недостатки, всячески заботится о нем, старается радовать его, как только может. А он ее в упор не видит, постоянно думает о других женщинах и не может взять в толк, зачем он вообще на ней женился. Он все время ищет в ней изъяны и чувствует себя несчастным, хотя никаких изъянов в ней нет и она любит его всей душой. Брак с этой женщиной для него — сущий ад, но только потому, что он сам так захотел: живя в раю, он сам создал для себя преисподнюю.

Христос сошел в самые глубины наших бесчисленных преисподних. Он пришел, чтобы взять нас с Собой в рай — не переместить нас из одной географической точки в другую, а чтобы мы сами захотели сменить ад, добровольно нами избранный и нами же созданный, на рай общения со Христом. И это движение может и должно начаться в сердце верующего. Прямо сейчас.

А ад — это целую вечность провести в присутствии Бога, мечтая при этом оказаться где-нибудь еще.

Перевел с английского Игорь Цуканов

Задать вопрос
Задать вопрос священнику

Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, задайте его через форму ниже. Обратите внимание: не все ответы публикуются на сайте. Если вы точно хотите получить ответ на свой вопрос, укажите е-mail – ответ придет вам на почту.

P.S. Священник, отвечающий вам в письме, может дать только общие рекомендации. Если вы хотите получить более подробный ответ по вашей личной ситуации, необходима личная встреча со священником.
Время ожидания ответа может быть различным в зависимости от сложности вопроса и загрузки отвечающих священников. Также в праздничные дни, дни особенной занятости священнослужителей (начало Великого поста, Страстная неделя, двунадесятые праздники и т.д.) ожидание ответа может занять более продолжительное время, чем обычно.

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Если вы хотите оперативно читать новые ответы в нашей рубрике, подписывайтесь на Telegram-канал “Вопросы священнику”

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (20 голосов, средняя: 4,55 из 5)
Загрузка...
Поделиться:

Ответ для Дима ×

  • Вадим
    Вадим 8 месяцев назадОтветить

    Отличный ответ (если внимательно прочитать) собственно тебя никто никуда не посылает после смерти, просто то, что будет в сердце, то по смерти не изменяется, так, как время будет отсутствовать, вот и все и с этим вечно, вот это самая совершенная свобода, то есть никто ни куда не отправит по заслугам, а просто сам лично сделаешь себя сам для вечности.

  • Роман
    Роман 9 месяцев назадОтветить

    Если человек выбирает жизнь по своей воле, без Бога, то в чём ограничение свободы выбора? Живи и твори что хочешь, ведь напоминания о последствиях (если они вдруг проявяться) можно игнорировать до конца жизни. Выбор пути с Богом тяжелее и требует работы над собой, но он также доступен любому человеку. Какой же ещё нужен выбор для человека? Множество дорог на перепутье всё равно ведут к Богу, или к "свободе" по своей самовластной, повреждённой грехом и страстями человеческой воле.

  • Дмитрий
    Дмитрий 9 месяцев назадОтветить

    Все мы зависимы от своих поступков, совершая поступок мы определяем путь темный или светлый, к Богу или в ад. Живем в обществе с людьми, которые не безгрешны, они для нас как лекарство от зла или как яд...., спасение в этом мире только стрмление двигаться к Любви - Богу нашему, исправляться в страстях, пахотливых желаний, тоесть работать над собой! Верного Вам пути Братья и Сестры! Да с нами Бог!!!

  • Михаил
    Михаил 10 месяцев назадОтветить

    Как любят тему свободы выбора поднимать. А какая у человека может быть свобода если он беден например ? или болен ? Свобода мечтать ? Мы рождаемся в состоянии рабства , всю жизнь живем в страхе , ищем где бы спрятаться. Ищем выхода , свободы. Бог и предлагает нам совершить этот выход ( Пасху) через принятие Иисуса Христа Которого Он послал чтобы вывести нас на свободу. Свободу только дает вера в то что нет ничего невозможного для нас . Вера перерастающая в твердую уверенность что Он не оставит тебя что Он услышит тебя.

  • Татьяна
    Татьяна 11 месяцев назадОтветить

    Я сегодня узнала потрясающую новость: АДА НЕТ!!! Бог не создавал его! Ад это место где нет Бога. Я об этом знала, но сегодня только осознала, что человек сам себе создает ад удаляясь от Бога, живя без Него. И чувствует себя несчастным, и незащищенным, и страдает только от того, что в его жизни нет места Богу. Он даже может в Него верить, но живет без Бога, удалившись, сам создавая себе Ад. И после смерти душу ожидает та же участь. Душа привыкшая жить без Бога не смогла бы быть в Раю, просто не смогла бы, не вынесла б той жизни, не привыкла, и Рай бы для такой души стал как ад. Мы сами на земле живем той жизнью, которой будет жить в вечности душа. В нашей воле выбрать душе участь. А Бог желает нам всем райской жизни!

  • Дмитрий
    Дмитрий 11 месяцев назадОтветить

    Эх!...
    Есть воля человека - ее Бог дал для того, чтобы он САМ сделал выбор, как поступать в ситуациях (есть выражение "Муж не искушен не искусен" - это о том, что без абсолютной свободы нет условий для какого-либо выбора как вообще). Всю жизнь - каждое мгновение Бог предоставляет нам НАИЛУЧШИЕ условия для выбора правильного пути к спасению. Каждое мгновение.. Наша жизнь - квест, алгоритм "если-то", дерево бесконечных возможностей и "альтернатив". Ориентироваться в этом квесте помогает Евангелие.

    И еще очень важное замечание святых Отцов (не помню к стыду, кто его сформулировал, поэтому, привожу в вольной трактовке):
    "Наказание — это естественное следствие поступка человека в соответствии с Божественными законами, а не реакция Бога на наши дела" (Бог не гневается и не обижается - Бог не имеет человеческих эмоций)

    Иными словами, Бог создал мир так , чтобы человек, пройдя искушения свободой сделал ОСОЗНАННЫЙ выбор НАВСЕГДА ОСТАТЬСЯ С БОГОМ
    (насчет-же геенны и спасения Иоанн Златоуст писал: "А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня")

  • Елена Борисовна
    Елена Борисовна 11 месяцев назадОтветить

    Проблема ответить на вопрос Никиты ещё и в том, что, как мне кажется, сам вопрос сформулирован неверно. И протоиерей Стивен отвечал на вопрос в другой формулировке, отсюда и ощущение, что он не ответил. Никита ставит альтенативу ввиде метафоры: работай на государство или иди на каторгу. Это выбор направления движения и ожидаемого результата. А отец Стивен говорит про текущее состояние: если ходить на руках вниз головой, то голова будет болеть, потому что человеку свойственно ходить на ногах. Мне видится суть проблемы в том, что для человека (с позицией Никиты) есть вот он сам и есть то, к чему его принуждают/склоняют/заставляют выбирать. Это такая третья, условно нейтральная позиция путника на развилке рай/ад. Кто-то может сказать, мне и тут хорошо, я дальше не пойду. А есть и другой взгляд: есть человек болящий, грешный. Он таков уже сейчас и если человек не видить поврежденной своей природы, то это не значит, что он здоров. Это значит, что в придачу ко всему больной ещё и слеп. И бедному нашему человеку нужна помощь и его можно вылечить. Выздоровевший человек - это райский человек. А если не лечиться, не идти к Врачу, то можно так и остаться больным, в том поврежденном состоянии, которого Бог людям не желает. Это и есть ад.

  • Антон
    Антон 11 месяцев назадОтветить

    А кто сказал, что человек свободен? Человек создан быть свободным. Согласитесь, это не одно и тоже. Мне понравилась мысль выше про наркоманов - наркоман думает, что окружающие в попытках спасти его мешают его свободе. Но на самом деле, наркоман не свободен в своём выборе - он зависим. И чтобы освободиться и принимать свободные решение ему нужно выздороветь.

  • Ирина
    Ирина 11 месяцев назадОтветить

    Из статьи священника Александра Дьяченко «Про каменщика Володю и беса» (сайт православие.ру от 11 июня 2019 г.): «Ведь, по большому счету, не важно, веришь ты или не веришь, хочешь или не хочешь – ты все равно в игре. И ставка в ней – твоя собственная жизнь».
    А если я не хочу этой игры? Если я хочу просто жить? Если ты не с нами – ты против нас. А если человек не хочет ни с теми, ни с этими?.. Или – так, или – никак!.. Ну какая же это свобода?..
    Объясните, пожалуйста! Здесь я не нашла ответа!
    Не буду много писать, хотя хотелось бы, мне близок комментарий Michael. Очень, очень буду ждать ответа! Возможно, это будет статья нескольких священников. Полагаю, что не одной мне это хотелось бы получить ответ на этот вопрос.

  • Дима
    Дима 1 год назадОтветить

    Никак не могу отправить комментарий , почему ??

Загрузить больше комментариев
Загрузить ещё