Кажется, что князь Александр — самая известная личность русского Средневековья, но так ли хорошо мы его знаем? На самом деле представления о нем большинства из нас отражают лишь малую часть его жизни, заставляя воспринимать эту сложную и неоднозначную фигуру весьма однобоко.

Как это ни парадоксально, но над русским святым XIII века нависла реальная угроза стать элементом современной «попсы» — своеобразным ходульным персонажем масскульта и дешевой пропаганды. Причем случается это с ним не впервые. Еще Петр Великий стремился «подредактивровать» образ князя Александра, исходя из тогдашних государственных интересов, и боролся с изображением его на иконах в монашеском облачении. В советские годы представления о князе окончательно сузили до нужд сиюминутной конъюнктуры — он был, безусловно, героем, но воином и только воином. Две битвы, выигранные им в ранней юности, — это все, что должно было остаться в народной памяти от образа легендарного князя. Почти ничего не говорилось о его правлении, его дипломатических успехах в отношениях как с Золотой Ордой, так и с другими русскими князьями. О том же, какую роль играла в его жизни вера, и вовсе молчали, а канонизация Александра трактовалась как признание Церковью его выдающихся государственных заслуг.

Сегодня Александр Невский для многих из нас остается символом противостояния России и Запада, удачливым военным или, и в крайнем случае, дипломатом. А Церковь на этом фоне представляется безусловной сторонницей определенных политических сил, как и было написано об этом в советских учебниках.

Поэтому-то очень важно взглянуть на Александра Невского по-новому — не с исторической стороны, а со стороны вечности. Ведь заслуга благоверного князя не только в тех или иных его действиях, но и в том, что, совершая их, он руководствовался не своими сиюминутными интересами, а своей верой во Христа, стремлением следовать Божественной Правде...

«Лакировать историю» ни в коем случае нельзя, и, говоря об Александре Невском, следует трезво оценивать как его самого, так и его эпоху. Наивно отрицать роль князя в трагическом противостоянии христиан Востока и Запада, но точно так же наивно проецировать то противостояние, те методы и стереотипы на сегодняшний день, исходя из того, что в свое время именно так поступал православный святой. Суд Божий куда важнее суда истории — и все поступки князя Александра были попыткой действовать по-христиански в сложившихся в его время условиях. А значит, сегодня из его жизни важно взять за образец не обусловленные временем поступки, а именно их христианскую мотивацию.

Понимать же исторический контекст необходимо в том числе и для того, чтобы отличить первое от второго. Если это удастся, то в центре нашего внимания окажется целостный человек, христианин, а не носитель той или иной социальной функции своего времени: воин, дипломат или политик. И тогда мы увидим Александра Невского таким, каким видели его прежде, в те времена, когда его образ еще не начали превращать в плоский плакат. То есть увидим его с совершенно новой для нас стороны.


Читайте также: «Патриотический лубок»

0
0
Сохранить
Поделиться: