В 70-е годы XX века студенческая молодежь зачитывалась романом "Факультет ненужных вещей" Юрия Домбровского. Вам желаю его прочитать. В романе речь шла об археологах как "бесполезных" для общества людях. И об археологии, как весьма сомнительной в практическом отношении науке (имеется ввиду отсутствие ее экономической и финансовой эффективности).

Именно сегодня, как никогда, критерий эффективности разделил людей на "полезных" и "бесполезных", а профессии и науки на "нужные" и "ненужные". На основании этого критерия, вслед за археологией, историей, филологией, к "факультету ненужных вещей" можно отнести также и этику, включая и этику медицинскую.

Правильно ли это? Правильно! Почему? Потому, что к "нужным вещам" относятся, прежде всего, знания, удовлетворяющие насущные потребности людей в пище, жилище, одежде, информации. А также знания, освобождающие от физической боли и технологии, помогающие удовлетворять растущие потребности. Кто же будет оспаривать нужность этих знаний?

Мы, по крайней мере, не будем. Этика вообще и биомедицинская этика в частности выше перечисленные потребности не обслуживает. Этика, как дисциплина, непосредственно относится именно к "факультету ненужных вещей". Почему? Потому, что у нее другие задачи. Она призвана прежде всего формировать способности.

Речь идет прежде всего о способности человека к нравственному самосовершенствованию, включая совершенствование своего отношения к другому человеку. И не просто к человеку, приятному во всех отношениях, а к человеку, болезнь которого часто лишает его приятных качеств.

И это очень трудная работа. Подчас легче три дня и три ночи (у кого больше или меньше) просидеть за учебником "нужной" физики, сдать экзамен и благополучно об этом забыть. Знание или" незнание физики не может изменить судьбы человека ни в этой жизни, ни в вечности. А незнание этики (или профессиональной медицинской этики для врача) может погубить человека, искалечить его судьбу. Постичь же "ненужную" метафизику человеческих отношений весьма трудно.

Не удастся и благополучно забыть этику после получения зачета. Она будет напоминать о себе каждой обидой, каждым неосторожным словом, каждой потерей, каждой слезой твоей или ближнего твоего. Кто-то из студентов справедливо сказал: "... В идеале врач должен быть сострадательным, но на практике это сложно..." Наша задача - помочь сделать этот идеал твоей "практической" способностью, и не только естественной, но и желанной.

Но мы никогда не сможем выполнить свою задачу без одного необходимого условия. Это условие - твое свободное и осознанное желание достижения этого идеала, это твое осмысленное и последовательное стремление к совершенствованию...

Религия, наша Православная Церковь, труд многих поколений врачей сохранили для тебя сокровища знания о том, как этого можно достичь. Но ни кто не сможет заставить тебя принять эти сокровища, если ты сам этого не захочешь... Выбор за тобой.

И последнее. О совести. Некоторые студенты полагают: "У нас есть совесть, зачем нам знания о совести (т.е. этика)?" Действительно, многие полагаются на совесть, как на единственно правильный внутренний регулятор поведения (к чему внешние знания?).

Кто спорит, совесть - это уникальная человеческая способность, которую можно развить, и тогда она действительно благодатный помощник в делах человеческих. Но совесть, как любую другую способность (например видеть, слышать), к сожалению, можно очень просто потерять. И достичь этого достаточно просто: надо всего-навсего лишить себя возможности совершенствовать нравственные чувства и получать этическое знание, припадая к подлинно неиссякаемому источнику - Святому Писанию и Преданию.

И в этом случае опять же выбор за тобой...

0
0
Сохранить
Поделиться: