Вопрос читателя:
Здравствуйте! На сайте «Азбука веры» есть календарь, в котором указаны зачала Священных книг, которые читаются на Богослужении в конкретный день. Бывает указано много зачал. Можно ли читать только по 2 или 3 зачала в день? Или можно начать с такого количества, а когда оно станет привычным, попробовать читать, например, на 1 зачало больше? Просто получается, что, если читать не все зачала, указанные на сегодня в календаре, я прочитаю не всё за год. Но больше трех зачал, пока, мне кажется, читать тяжело. Спасибо за понимание!
Анна
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая Анна, годовой круг чтения Писания, о котором Вы говорите, предполагает, что ежедневно есть обязательное чтение дня, к которому иногда добавляется второе чтение, если оно переносится в связи с праздником (тогда оно подписано: «за вторник» или другой день недели). Если Вы желаете читать Писание именно в этом порядке, тогда достаточно читать именно это одно или же, в редких случаях, два зачала. Остальные чтения посвящены праздникам и их чтение не так и обязательны, особенно если есть трудности в этом.
Но я настоятельно не рекомендую начинать знакомство с Писанием по схеме чтения рядовых зачал. В таком случае у читателя не сложится цельной картины Евангельского повествования. Лучше сначала прочитать Евангелие от Марка, чтобы запомнить общую хронологию евангельских событий. Затем уже прочитать Евангелия от Матфея и Луки, этим дополнив своё знание Писания, и лишь потом обратиться к Евангелию от Иоанна.
Что до апостольских чтений, то надо начинать с Деяний святых апостолов и уже дальше читать апостольские послания. Достаточно читать по одной или две главы, по мере сил и возможностей запоминать прочитанное.
Полезно обращаться за толкованием Писания, чтобы сохранять правильную традицию понимания Слова Божия, а не интерпретировать его по своему разуму. Чтение Апокалипсиса лучше отложить на потом, когда у христианина сложится общая картина Христова благовестия. Когда после прочтения несколько раз Писание Нового Завета, у Вас сложится стройная структура Евангельских событий, можно обратиться к традиции читать Писание по зачалам, если в этом возникнет внутренняя потребность.