Из богослужебной практики необходимо полностью исключить совершение молебнов после Литургии до ее отпуста и целования верующими креста, такое решение принял Священный Синод Русской Православной Церкви.
Тема значения молебного пения, его разновидностей и упорядочения его последований в современной богослужебной практике рассматривалась Синодом в четверг 26 декабря, сообщает сайт «Патриархия.ru».
По итогам обсуждения предложений, подготовленных Комиссией Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству, Синод вынес ряд постановлений (журнал № 164) относительно совершения молебных пений в современном богослужении.
Отметив, во-первых, что молебен, как и любой элемент богослужения, «заслуживает бережного отношения», члены Синода подчеркнули, что он «не должен, при этом, подменять собой уставное богослужение и, особенно, Божественную литургию».
В этой связи, Синод постановил «полностью исключить практику совершения молебнов после Божественной литургии до ее отпуста и целования верными креста».
На приходах, где есть традиция совершения после Литургии т.н. общих молебнов, Синод призвал «по возможности отправлять таковые в приделах».
«При этом молебен по частному поводу – например, о болящих, о путешествующих – предпочтительнее совершать в качестве самостоятельной требы, хотя он может соединяться и с совершением «общего молебна»», – отмечено в решении Синода.
«В случаях пастырской целесообразности возможно возвращение чинам молитвы о тех или иных категориях верующих их первоначального места в составе Божественной литургии. При этом особые прошения ектений соответствующих молебнов присоединяются к ектениям Литургии, по малом входе добавляются соответствующие тропари, Апостол и Евангелие читаются после рядовых, а молитва возносится на проскомидии либо читается после возгласа сугубой ектении или прибавляется к заамвонной молитве», – гласит еще одно решение членов Синода.
Кроме того, Синод признал правомерным предложение Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 годов о том, что «служение молебнов по просьбе отдельных лиц должно быть благочинным, согласно с положенным в Часослове последованием общего молебна», а «соединение молебных канонов более чем четырем святым не допускается».
Согласно постановлению, священники, приходские и монастырские работники должны напоминать тем, кто просит о поминовении на молебнах, «о значении литургийного поминовения, которое не исключает поминовения на молебне, но не может быть заменено таковым», а также «о желательности личного участия в богослужениях, за которыми будут совершаться поминовения».
Также Синод признал полезным восстановить традицию пения молебных канонов, «как в дополнение к уставному богослужению, так и, в исключительных случаях, когда длительное совершение уставных богослужений затруднительно, особенно в сельской местности и при совмещении священником служения на нескольких приходах, – взамен утрени и вечерни». Благочинным же рекомендовано следить за тем, чтобы эта практика была оправдана и ей не злоупотребляли.
Читайте также:
Можно ли служить молебен после воскресной Литургии?
Как долго действует сила молебна?
Чем отличаются записки, поданные на литургию, на молебен или на панихиду?
Фото с сайта spbda.ru