Синдром дефицита внимания у детей
У вас чрезмерно активный ребенок? Он не сидит на уроках, шумит и мешает другим? Ему сложно сконцентрироваться и довести начатое дело до конца? Многих читателей журнала «Фома» волнует тема СДВГ у детей. Мы попросили рассказать об этой проблеме клинического психолога Ольгу Клюкину, которая консультирует подростков и родителей.
Ольга КЛЮКИНА
Что такое СДВГ простыми словами
Очень модно сейчас при любом дисфункциональном поведении ребенка сразу ставить ему какой-то диагноз. Не у каждого активного ребенка есть синдром дефицита внимания, и не так часто он встречается, как о нем пишут и говорят. Что же такое СДВГ и как его распознать?
Это поведенческое или нервно-психическое расстройство, которое характеризуется невнимательностью, гиперактивностью и импульсивностью. Важно, что перечисленные характеристики проявлены в поведении чрезмерно. При этом синдром дефицита внимания никак не влияет на умственные способности ребенка: интеллект и мышление у него сохранные. Проблема в том, что из-за биологически неравномерного развития определенных областей головного мозга нарушается связь обработки и передачи информации. Поэтому детям с СДВГ тяжело себя контролировать. Им очень сложно сидеть на месте и выполнять рутинные дела, они забывчивы и легко отвлекаются.
Сказать точно, в чем причина появления расстройства внимания с гиперактивностью, невозможно. Большое значение имеет генетическая предрасположенность, наследуемость от близких и дальних родственников. Однако могут быть и биологические предпосылки: патология беременности, последствия тяжелых родов, недоношенность. Окружающая среда во многом способствует развитию и усугублению СДВГ. По статистике, синдромом гиперактивности страдают от 5 до 15 % детей. Чаще он встречается у мальчиков, чем у девочек.
Бывает такое, что СДВГ диагностируется у совершенно здоровых детей из-за неточного применения критериев. Сейчас дети действительно гиперактивные, и, прежде чем приписывать им синдром дефицита внимания, нужно внимательно разобраться с тем, как он проявляется.
Синдром дефицита внимания у детей
Разница между просто активным и гиперактивным ребенком есть. Первый может сдерживать себя и успокаиваться самостоятельно. Значимому взрослому контролировать его намного проще. Ребенок же с СДВГ на фоне остальных детей выделяется. Он не может сам себя контролировать, ему необходима помощь значимого взрослого.
Хотя и родители теряются, наблюдая чрезмерную активность у своего ребенка. Понять их можно. Они ждали девочку, нежную, в платьице с рюшечками, а она висит на дереве, взъерошенная и измазанная. Взрослые пытаются заставить дочку соответствовать своим ожиданиям, но она просто ребенок. Ее активное поведение совершенно не говорит о каких-то особенностях развития. Нормально, что дети не всегда ведут себя так, как принято в обществе, — на то они и дети. Скорее всего, по мере взросления это сгладится. Именно поэтому нет смысла ставить СДВГ до шести лет. Обычно он диагностируется в возрасте примерно с шести до двенадцати.
То, что ребенку с СДВГ сложно себя контролировать, проявляется во всём. Например, недавно общалась с мамой одного мальчика. Она в какой-то момент с удивлением узнала, что ее сын систематически опаздывает на занятия в школе. Причем женщина вовремя провожает ребенка, а он задерживается на двадцать минут. На что тратит время — непонятно. Идет, отвлекается, летает где-то в своих мыслях.
Если синдром не компенсировался в детстве, то он может сохраниться и у взрослого человека. Нарушение внимания у взрослых может проявляться в тревожности, нетерпеливости, неспособности рационально распределять время, планировать дела или тратить деньги. Взрослым с СДВГ сложно заниматься одним и тем же длительное время. Они часто не доводят начатое до конца и меняют увлечения.
Однако такие люди нередко одаренные и могут добиться больших результатов в своей профессиональной деятельности. И если невнимательность, вспыльчивость или гиперактивность настолько ярко выражены в поведении взрослых, что вызывают тревогу и мешают жить, скорее всего, они начнут как-то решать проблему и смогут с ней справиться. Детям в этом плане сложнее.
Синдром дефицита внимания: симптомы у детей
Выделяется восемнадцать симптомов СДВГ: половина из них связана с дефицитом внимания, оставшиеся — с гиперактивностью и импульсивностью. Задуматься о проблеме стоит в случае, если в поведении ребенка такое возникает часто и проявляется чрезмерно. Причем должны совпасть не один, не два и не три, а шесть ярко выраженных симптомов.
Симптомы дефицита внимания
- Тяжело сконцентрироваться на деталях
Даже если конструктор по сложности подходит возрасту ребенка, ему может быть сложно найти детали и собрать его.
- Сохранять внимание сложно
Ребенку все время хочется переключиться с одного дела на другое: 5 минут поиграл и поменял игру, 3 минуты почитал и побежал в другую комнату — и так далее.
- Может создаваться впечатление, что ребенок не слышит взрослого
Его несколько раз зовут, а он не откликается, потому что в этот момент где-то на своей волне, занят своими делами.
- Сложно следовать инструкциям
Особенно это проблематично в школе, где процесс обучения построен на выполнении определенного алгоритма действий. Например, преподаватель говорит: ребята, мы сейчас собираем учебники, моем руки и садимся за стол. А ребенок может перепутать последовательность или побежать куда-то.
- Задания с повышенной трудностью даются тяжело
Когда в задаче нужно не просто посчитать количество чего-то, но и отметить, насколько, например, один отрезок больше другого, во сколько раз в одной корзине больше яблок, чем в другой, и так далее, ребенку может понадобиться более длительное время для размышлений.
- Отсутствует самоорганизация
Ребенок не следит за временем и часто опаздывает, его приходится постоянно подгонять.
- Проявляется рассеянность
Родителям нужно все время контролировать ребенка и перепроверять, чтобы он ничего не потерял. Может постоянно забывать учебники, тетради, не выполнять часть домашнего задания, потому что даже не записал его.
- Постоянно что-то или кто-то отвлекает
Может отвлекаться на соседа по парте (даже если тот к ребенку не обращается) или на дерево за окном.
- Мешает забывчивость
Просьбы взрослых не выполняются, потому что они почти сразу вылетают из головы.
Симптомы гиперактивности и импульсивности
- Любые действия сопровождаются беспокойными движениями
Ребенок крутит что-то в руках, двигает ногами, теребит волосы.
- Проявляется неусидчивость
Ребенок подвижный, как ртуть, очень живой, почти не сидит на одном месте.
- Цель движения отсутствует
Может на перемене вырваться из класса, а затем долго и бессмысленно бегать по коридору туда-сюда.
- Не получается заниматься чем-то в тишине
Приходит родитель с работы, хочет отдохнуть, а ребенок не дает ему покоя, гремит чем-то, разбрасывает вещи.
- Трудно остановиться
Ребенок находится в постоянном движении, успокоить его крайне сложно.
- Чрезмерно разговорчив
Мама берет с собой ребенка в кабинет к психологу. Он не может остановиться, без конца говорит и перебивает взрослых.
- При ответах на вопросы проявляет импульсивность
Мысль может быть еще не до конца сформулирована, а ребенок уже отвечает. Путается в ответе, теряется.
- Часто перебивает
Такие дети встревают в разговор взрослых вопреки нормам приличия.
- Недостает терпения
Ребенку сложно выстоять очередь, он носится, чем доставляет неприятности маме, которая взяла его с собой в поликлинику.
СДВГ у детей: советы психолога
Не спешите самостоятельно ставить ребенку диагнозы. Если появились опасения, лучше обратиться к специалистам: неврологу и психиатру. Самим родителям стоит обратиться к психологу, не привлекая к этому процессу ребенка. Очень часто проблемы детей напрямую связаны с родителями, поэтому я предпочитаю проводить консультации именно со взрослыми.
Если же вашему ребенку диагностировали СДВГ, не стоит впадать в отчаяние. Многие моменты можно компенсировать в детстве, просто потребуются некоторые усилия со стороны взрослых.
- Ребенка нужно принять таким, какой он есть
По промыслу Божьему он попал именно в вашу семью. Важно помнить, что такие детки очень чувствительны к тому, что происходит в доме. Они могут выдавать эмоции, с которыми не очень хорошо справляются. К ним следует проявлять чуть больше терпения и снисходительности. Помните, что спокойная обстановка дома — лучшая профилактика СДВГ и одно из первых правил семьи ребенка, у которого выявили такую проблему.
- Воспитание, культура и режим напрямую зависят от родителей
Для стабилизации нервной системы детям с СДВГ необходим четкий распорядок дня: во сколько они встают, чем занимаются днем, когда идут на обед и готовятся ко сну. Если в жизни родителей хаос, чего они могут ждать от ребенка? Можно купить ему наручные часы или научить заводить будильник с напоминаниями в телефоне. Это хотя бы немного соберет рассеянного ребенка и научит его планировать свое время. То же касается и режима питания. Продукты должны быть полезными. Постоянные перекусы, фастфуд здесь точно не подойдут.
- Необходимо ввести в жизнь ребенка физическую нагрузку
Пусть появится зарядка по утрам, где нужно повторять упражнения за вами, что дополнительно будет развивать его внимательность. Или можно начать с ним бегать по парку.
Разработаны комплексы специальных упражнений, которые направлены на тренировку мозга. Постоянные занятия с детьми могут стать хорошим способом работы с проблемой.
- Самый важный совет — организовать совместную деятельность ребенка с родителями
Садиться и чем-то заниматься вместе с ним. Нужно помочь малышу выработать навык выполнения текущих задач. Причем сидеть лучше не над ним, а рядом с ним. Можно параллельно работать, заниматься своими делами, а он пусть обращается к вам, если возникнут трудности.
- Разговаривайте с преподавателями
Что касается школы, здесь многое зависит от педагога, который будет вкладывать силы в развитие ребенка. Преподаватель может даже в большей степени принять ученика, чем его собственные родители, и деликатно помочь, потому что он дистанцирован от проблемы. Если у ребенка СДВГ, лучше заранее познакомиться с учителем, узнать, в чьих руках школьник будет находиться, и обсудить возможные проблемы.
Я знала учительницу, которая ставила высокую парту в конце кабинета, и когда кто-то из ребят уставал сидеть на своем месте, отправляла их туда. Опять же, здесь нужна мера. Это было не на весь урок, ребенок стоял там минут десять, затем успокаивался и возвращался на место. Нельзя нарушать дисциплину в классе, а потому лучше договориться, чтобы ребенок вставал, немного ходил и садился. Конечно, в средней школе об этом уже не может быть и речи. С подростками работать нужно по-другому. Там лучше разрешить ребенку на какое-то время выходить из класса.
В наше время существует множество способов работы с синдромом дефицита внимания. Можно пробовать все и искать то, что больше подходит конкретно вашему ребенку: песочная терапия, арт-терапия, музыкотерапия и другое. Здесь все индивидуально и выходит не из поставленного диагноза, а из особенностей и увлечений конкретного человека. И помните, что никакой чрезмерности при лечении быть не должно.
Точно так же обстоят дела с дополнительным образованием. Здесь главное — не переусердствовать. Мы отдаем малыша с СДВГ в бассейн не для того, чтобы он стал чемпионом мира по плаванью, а для стабилизации нервной системы. Возможно, имеет смысл не записываться на групповые тренировки, а договориться об индивидуальных занятиях. При выборе направления отталкиваемся от желания ребенка. Может быть, ему так понравятся танцы, что он провальсирует все время занятия, не отвлекаясь. Детки с СДВГ очень талантливые, и задача родителя — помочь их талантам раскрыться.