Рождество Богородицы в 2020 году, как и всегда, отмечается 21 сентября. Это первый двунадесятый праздник начавшегося 14 сентября по новому стилю церковного года. Праздник имеет один день предпразднества и четыре дня попразднества, то есть в течение почти недели в богослужении вспоминается одно из ключевых для христианской истории событий, которое при этом не описано в Евангелии. О Рождестве Богородицы верующие знают из древнего апокрифического памятника, написанного во II веке и позднее названного «Протоевангелием Иакова», так как в нем рассказывается о том, что происходило до Рождества Христова. Эта древняя книга, вероятно, изначально носила название «Рождество Марии». Она не вошла в состав Священного Писания, но стала основой сохранившихся в Церковном Предании представлений о том, как же пришла в мир Богородица.
Согласно «Протоевангелию» в Израиле жили очень богатый человек Иоаким и супруга его Анна. Они были преданными Господу людьми, но у них не было детей, а потому в иудейском обществе к ним относились с некоторым пренебрежением, считая, что, раз они не дали потомства Израилю, то Бог не принимает и их жертв. Иоаким много думал об этом, вспоминал, как Авраам уже в преклонном возрасте стал отцом, и решил отправиться в пустыню, чтобы поститься и молиться сорок дней и сорок ночей. Его жена Анна в это время горько плакала о своем бесплодии. Наконец, ей явился ангел Господень с вестью о том, что молитвы супругов услышаны. Он предупредил, что о потомстве их будут говорить во всем мире. А праведная Анна в свою очередь пообещала посвятить своего ребенка служению Богу. Вскоре супруги встретились, а через девять месяцев у них родилась девочка, которую назвали Марией и о которой более чем через два тысячелетия, как и предсказал ангел, помнят во всем мире.
Начиная с V века и по сей день, до 2020 года, христиане отмечают Рождество Богородицы, праздник, по слову святого Андрея Критского, служащий «дверью к благодати и истине». «…Настоящий богоблагодатный день предлагает всей твари общую радость, – поясняет святой. – Дерзайте, говорит он, се праздник Рождества Девы, и с ним обновление человеческого рода. Дева рождается и готовится быть Материю Царя всех – Бога. Дева становится посредницею между величием Божества и ничтожеством плоти».