12 июля исполняется 70 лет режиссеру Павлу Лунгину. Накануне юбилея мы предложили подросткам посмотреть один из самых знаменитых его фильмов — «Остров». Ребята родились примерно тогда, когда «Остров» вышел в прокат. И вот их реакция на этот легендарный фильм.
СПРАВКА О ФИЛЬМЕ: Фильм «Остров» Павла Лунгина (по сценарию Дмитрия Соболева) вышел в 2006 году (студия Павла Лунгина). Главную роль, прозорливого монаха отца Анатолия, сыграл музыкант Петр Мамонов, также в фильме снимались Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Виктория Исакова. Действие происходит в 1976 году в небольшом северном монастыре, где главный герой, монах Анатолий, уже более 30 лет замаливает тяжелый грех, совершенный им в 1942 году. Фильм получил множество премий, имел большой успех в прокате.
Мой рейтинг: 10 из 10
Недавно в соцсетях получила распространение новая оптическая иллюзия. На картинке изображены шарики, и кажется, что они разного цвета. На самом деле все шары одинаковые, а вот линии, проходящие рядом, дают ощущение, будто у шаров разный цвет. Фильма Павла Лунгина «Остров» создает такую же иллюзию. Каждый увидит в этом фильме своё: жизненный опыт, личные переживания зрителя — это как те цветные линии с картинки-иллюзии.
Отец Анатолий живет в монастыре на острове. В его поведении я увидел слабого человека. Но не мне его судить, ведь он такой, каков есть. Да, он слаб, но в этом его особая сила. Спустя более чем тридцать лет отец Анатолий молится так, как будто только вчера совершил грехопадение. Он с рыданиями, с выворачиванием себя наизнанку идёт с молитвой к Богу.
Текст его молитвы, кажется, не отличается от слов монахов в кельях, но в голосе отца Анатолия звучат страдание и душевный разрыв. У него свой путь к Богу.
Ясно, что за своё искреннее покаяние отец Анатолий наделён даром прозорливости. Он видит будущее, но его этот дар тяготит. На нем висит тяжкий грех за убийство своего напарника давным-давно…* (Отец Анатолий думает, что совершил убийство, но, как выясняется ближе к финалу фильма, его напарник Тихон выжил и спустя 30 лет прощает его. — Прим. ред.) Парадокс в том, что отец Анатолий грешен, но приходящие к нему на остров люди нуждаются в его даре провидца.
Единственный выход из положения главный герой находит в обмане. Играя две роли, себя подлинного и воображаемого старца, отец Анатолий лечит души людей. Так он избавляет себя от гордыни, а людей от робости перед «великим святым». Они не видят в нем святого и открыто говорят о своих проблемах.
Но Божий дар сопровождает главного героя ежеминутно, а не только во время бесед с нуждающимся. Для отца Анатолия это тяжкий крест. Он не понимает, за что грешнику такая сверхспособность. Избегая своей гордыни, монах нарочно ведет себя, как юродивый, блаженный. Так он борется сам с собой.
После просмотра не остаётся вопросов – если смотреть не со стороны, а полностью погружаться в происходящее, полностью сопереживая главному герою. Тогда можно понять не только лежащую на поверхности мысль, но и подтекст.
Подкупает, что в фильме нет ни назиданий, ни пропаганды. Просто жизнь, которую я подглядываю. Без прикрас и всего прочего.
Сегодня мне только четырнадцать. «Остров» сильно впечатлил меня – но, наверное, в большей степени своей атмосферой. Возможно, лет через десять мой взгляд на этот фильм изменится и я открою в нём для себя что-то новое.
Мой рейтинг: 7 из 10
Фильм, очевидно, очень религиозный. Что-то мне подсказывает, что я не понял и сотой доли библейских отсылок, аллюзий и метафор, заложенных в «Остров». Но для меня, как для атеиста, ни их наличие, ни отсутствие, никоим образом не влияет на восприятие фильма.
Честно говоря, мне — 15-летнему подростку, индифферентному к любой религии, фильм показался настоящей пыткой. Такой нудной затянутости я не наблюдал уже давно. Насильно запихиваемая в зрителя экспозиция почти заставила вашего покорного слугу сдаться и пойти заниматься своими делами. Не дала мне этого сделать изумительная, аутентичная, выше всяких похвал актерская игра. Виктор Сухоруков, Петр Мамонов, Дмитрий Дюжев – украшения «Острова». Они так правильно, всей душой вжились, срослись с персонажами-монахами, что ни дать ни взять документальное кино о житье в монастыре. Да что уж там взрослые, опытные актеры – даже мальчик, исполняющий роль калеки, выкладывается на полную. (Как известно из рассказов режиссера и актеров, юный актер Гриша Степунов, игравший роль калеки Ванечки, вел себя на съемочной площадке абсолютно естественно, не изображал молящегося, а на самом деле искренне молился. — Прим. ред.) Это в очередной раз доказывает, что Павел Лунгин опытный режиссер, мастер своего дела. То же самое можно сказать и про оператора Андрея Жегалова и композитора Владимира Мартынова. Все очень плавно, размеренно, в соответствии с общим тоном картины.
К сожалению, подобное умиротворение подходит далеко не всем. Медитативное повествование меня порой откровенно выводило из себя. Нельзя так медленно все рассказывать, я хочу больше сюжета на единицу экранного времени!
Наверное, я просто не достиг возраста, достаточного для полного, правильного восприятия картины. Я понимаю, что режиссер пытался сказать — человек, прислушивающийся к голосу совести и Бога, обязательно обретет спасение; атрибуты веры неважны, главное — истинно веровать, и так далее… Но мне уныло и тоскливо на это смотреть, я от таких вопросов еще безнадежно далек.
Несмотря на все вышесказанное, финал оставил не облегчение в духе «Наконец-то это кончилось!», а вполне приятное, светлое чувство какой-то благости. Однако не думаю, что два часа скуки и преодоления желания выключить «Остров» того стоили.
Мой рейтинг: 7 из 10
Вчера я посмотрел фильм Павла Лунгина «Остров» 2006 года. Смотреть мне было немного тяжело, так как не всегда удавалось понять смысл действий героев. Особенно трудно мне было понять главного героя — Анатолия. Только под конец фильма я сообразил, что все его поступки были во благо и совершались благодаря дарам Господа.
Я не сразу понял, что Анатолий говорил правду в том эпизоде, когда к нему пришла вдова. Я подумал, что он издевается над ней, сказав, что ее муж в Франции. Само поведение Анатолия мне не понравилось, мне казалось, что он относится ко всем со злобой. Но под конец фильма, когда он изгнал беса из Насти, мое отношение к нему поменялось. Мне понравился момент из начала фильма, когда Анатолий смог уговорить девушку не делать аборт и сохранить жизнь своему ребенку. Также было очень приятно смотреть, как Анатолий и отец Иов извиняются перед друг другом, и отец Иов, последний раз пытаясь помочь и угодить Анатолию, трет углем гроб. Еще мне понравилось, когда Анатолий смог помочь понять отцу Филарету, что в нем еще мало веры.
Но самым главным в фильме для меня стал момент, когда Анатолий понимает, что перед ним стоит Тихон и что он жив, а значит, Анатолий не убил его. Он понимает, что тот грех, который он носил на себе все годы его жизни в монастыре, он не совершал. И он просит прощение у Тихона за то, что он все-таки выстрелил в него, а тот отвечает, что давно уже простил его.
Несмотря на всю сложность фильма, он мне очень понравился, и мне кажется, что детям и подросткам нужно его посмотреть, потому что он дает огромное и точное представление о вере.
Мой рейтинг: 8 из 10
Когда я начинала смотреть фильм «Остров», понятно не было ничего. Сначала долго пыталась разобраться, где происходит действие, потом запуталась в людях. Всё понятно стало только на двадцатой минуте, и в этот же момент у меня возник вопрос: а дальше-то что? Зачем еще полтора часа? И так видно, что человек, убив своего напарника из-за боязни собственной смерти, смог одуматься, стал сам помогать людям и получил в награду дар видеть будущее. Обычная история с моралью: даже самый страшный грех можно искупить и получить награду.
Я продолжила смотреть… и больше не обращала внимания на время до титров. Да, основная идея фильма, пожалуй, осталась такой, но возникли и другие вопросы, идеи, смыслы. Мы видим, что даже настоятель монастыря не может отказаться от материального ради веры. Вернее, не может без помощи главного героя — отца Анатолия. Даже в этом далеком монастыре на Соловках присутствуют зависть, злоба. Похоже, отец Анатолий — единственный, кто верует по-настоящему.
Всё ли в порядке у него с головой? Неизвестно. Он выглядит странным, немного сумасшедшим. И в 1942-м выглядел так же. Но в фильме четко показано: даже такой человек способен понимать чужую беду и честно желать, чтобы человек не страдал. Он помогает и мирянам, и своим собратьям — проникнуться истинной верой, в то же время пытаясь искупить свой грех. За это он и получает дар видеть будущее.
Только дар ли это? Да, он точно знает, что муж, считавшийся мертвым, жив, что ребенок исцелится. И он, спустя 30 лет, узнаёт Тихона. Но как сообщить жене, что ей придется всё продать? Как уговорить женщину, рвущуюся на работу? Как убедиться, что перед ним — бывший товарищ, как добиться прощения? Дар вызывает множество проблем. А может, это — наказание за грехи? У отца Анатолия после встречи с Тихоном и прощения не осталось на земле несделанных дел, он умирает как праведник.
После окончания фильма вопросы остаются. Что стало с Тихоном? Как будут жить Филарет и Иов? Не откроется ли у кого-нибудь из них дар предвидения? Что делать мирянам, ехавшим на Соловки со всей страны? И правда ли необходимо так пострадать, как кочегар Анатолий, чтобы открыться истинной вере?
Этими вопросами действительно задаешься, а это первый признак того, что фильм — хороший. Спасибо исполнителю главной роли Петру Мамонову и другим актерам, сценаристу Дмитрию Соболеву, режиссеру Павлу Лунгину и всем остальным за то, что получился очередной хороший фильм. Не столько даже о вере в религиозном понимании, сколько о страхе, роковой ошибке, раскаянии и надежде.
Читайте также:
- “Остров” Павла Лунгина глазами священников, 2006
- Павел Лунгин: После “Острова”, 2007
- Павел Лунгин: «Вера ― непреложная часть человеческой жизни», в программе "Парсуна", 2018
- Непридуманные истории Викентия Копыткова