24 января 2024 года в Кремле состоялось торжественное пленарное заседание XXXII Международных Рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего».

На открытии Чтений Святейший Патриарх Кирилл озвучил ряд важных тезисов относительно той роли, которую должны играть традиционные культура и религия в современной российской школе.

Роль традиционных культуры и религии в современной школе. Важные тезисы патриарха Кирилла на Рождественских чтениях 2024
Фото: Сергей Власов/foto.patriarchia.ru

Любовь: настоящая и свободная

Как отметил патриарх Кирилл, если говорить о настоящем понимании любви, то сегодня немалые вопросы вызывает празднование в России т.н. дня святого Валентина, «который, несмотря на все попытки его облагородить, все равно остается пропагандой отношений, не имеющих ничего общего с настоящей любовью».

– Его популярность связана с распространением идей свободной любви – свободной от всякой ответственности за близкого человека, за жизни будущих детей, которые приверженцам таких свободных отношений оказываются ненужными, – сказал Первосвятитель.

Роль традиционных культуры и религии в современной школе. Важные тезисы патриарха Кирилла на Рождественских чтениях 2024
Фото: Олег Варов/foto.patriarchia.ru

Семья и семьеведение

Предстоятель Церкви считает важным, чтобы в школе говорили о традиционной семье, причем в рамках разных предметов, при этом «имея в виду одну общую цель».

– Этой теме можно и нужно уделять внимание в рамках внеурочной деятельности в курсах бесед «Разговоры о важном», – сказал Святейший.

Со своей стороны, патриарх Кирилл подержал введение в школах особого курса семьеведения, «могущего стать подспорьем в этой важной воспитательной работе».

Роль традиционных культуры и религии в современной школе. Важные тезисы патриарха Кирилла на Рождественских чтениях 2024
Фото: Олег Варов/foto.patriarchia.ru

О свободе художника и добром кино

Первоиерарх Русской Церкви положительно оценил тот факт, что многие учителя в рамках воспитательной работы ходят с учащимися в театры, музеи и на выставки.

Однако Первосвятитель считает необходимым внимательнее выбирать, «куда именно пойти и что смотреть».

– К сожалению, некоторые деятели культуры считают, что свобода художника должна выражаться в том, чтобы бросать вызов традиционным ценностям, вступать с ними в спор, эмоционально воздействуя средствами театра, кинематографа, музыки, литературы и так далее, – констатировал Святейший.

В связи с этим Предстоятель напомнил свои прежние высказывания о том, что «мы должны понимать, куда ведем ребенка, что он будет смотреть, какие идеалы ему будут навязываться, в том числе через детские передачи и фильмы».

В качестве иллюстрации своих слов патриарх Кирилл заметил, что в ряде фильмов, спектаклей и книг положительными героями выступают «представители криминального мира, суррогатные матери, подростки, склонные к суицидам или насилию, лица гомосексуальной ориентации», а вот традиционные семьи или глубоко верующие люди, причем разных народов и культур России, «нередко показываются как нечто скучное и устаревшее».

В этой связи Святейший попросил Минкультуры России «содействовать распространению действительно доброго кино, особенно для детей и молодежи», приведя в пример лучшие фильмы кинофестивалей «Лучезарный ангел», «Золотой витязь» и т.п.

Роль традиционных культуры и религии в современной школе. Важные тезисы патриарха Кирилла на Рождественских чтениях 2024
Фото: Олег Варов/foto.patriarchia.ru

Сомнительные книги

Отдельно Предстоятель Церкви обратил внимание Министерства просвещения России на сомнительные с точки зрения традиционной нравственности литературные произведения в соответствующем школьном курсе.

«Даже взрослым становится стыдно»

Особое внимание Святейший уделил теме культуры речи подрастающего поколения, и в частности, проблеме сквернословия.

– К сожалению, грех сквернословия поразил часть наших детей, которые порою ругаются так, что даже взрослым становится стыдно, – констатировал Святейший.

Патриарх Кирилл считает необходимым «настойчиво бороться с этим позорным для нашей культуры явлением, терпеливо объясняя молодежи недопустимость матерной брани и самим подавая пример чистой и культурной речи».

Роль традиционных культуры и религии в современной школе. Важные тезисы патриарха Кирилла на Рождественских чтениях 2024
Фото: Олег Варов/foto.patriarchia.ru

ОПК и православие для детей мигрантов

Патриарх Кирилл выразил уверенность в том, что именно образование «должно стать той средой, где передача духовно-нравственных ценностей станет доминантой», а  существенную роль в этом, по его мнению, играет изучение модуля «Основы православной культуры» в рамках курса ОРКСЭ в 4-х классах школ.

– Мониторинг 2023 года показывает, что в этом курсе лидируют «Основы православной культуры» и «Светская этика». Выбор иных модулей не достигает и 4%. Это доказывает высокую заинтересованность родителей школьников в стремлении познакомить своих детей с культурой Православия, – сказал Предстоятель Церкви.

В этой связи Святейший сообщил, что знает про высказывания родителей и даже некоторых представителей духовенства иных религий о том, «что важно детям мигрантов преподавать Основы православной культуры, потому что для России это объединяющее начало, важный способ интеграции не только детей, но и их семей».

– Кроме того, это помогает интегрировать в нашу отечественную культуру и традицию представителей иных вер, прибывших к нам с добрыми мыслями, – добавил Первоиерарх.

Роль традиционных культуры и религии в современной школе. Важные тезисы патриарха Кирилла на Рождественских чтениях 2024
Фото: Олег Варов/foto.patriarchia.ru

Патриарх Кирилл озвучил имеющуюся у него информацию, согласно которой даже «очень многие мусульмане готовы изучать Основы православной культуры, потому что они и их родители интегрируются в российское общество и им хочется знать, в том числе, об основах духовной жизни русского народа».

В целом же, констатировал Святейший, выделенного сегодня школьного времени для изучения ОПК только лишь в 4-х классах, недостаточно, поэтому «необходимо и в других классах развивать ценностно-ориентированное обучение, передачу духовно-нравственных ценностей».

Патриарх Кирилл считает, что сделать это можно, прежде всего, в гуманитарных предметах, а также внеклассных беседах, однако для этого нужна «соответствующая подготовка преподавателей, и не только гуманитарного блока».

0
4
Сохранить
Поделиться: