Недавно российскую общественность всколыхнуло письмо, направленное президенту страны десятью академиками РАН, двое из которых, Виталий Гинзбург и Жорес Алферов — лауреаты Нобелевской премии. Главной темой послания стал протест против растущей, по мнению авторов, «клерикализации» общества. В письме академиков был затронут целый ряд тем, сложно взаимоувязанных друг с другом. Это не только вопрос о роли Церкви в современной России, не только проблема введения в школе «Основ православной культуры», или «Закона Божия», как называют этот предмет авторы-академики и их сторонники. Понимание роли науки и смысла научного мировоззрения в современном мире, вопрос о дисциплине «теология» и ее задачах; наконец, просто представление о том, что такое православная вера сегодня — все это нашло свое отражение в «письме десяти». Как должны взаимодействовать вера и наука? Какова их роль в жизни общества? Существует ли в современной науке монополия материалистического мировоззрения? Если эти вопросы и не прозвучали напрямую в самом тексте письма, то сразу оказались в центре незамедлительно воспоследовавшей дискуссии в обществе. Один из авторов письма, академик Андрей Воробьев, вскоре заявил, что возникшую дискуссию нужно как можно скорее прекратить — иначе в обществе возникнет опасный раскол. Вряд ли такое опасение оправдано — иначе зачем было начинать подобную дискуссию? Мы решили посвятить тему сентябрьского номера «Фомы» именно письму академиков, потому что оно точно отражает представление о Церкви и христианстве немалой части современной российской интеллигенции. Этот текст (который вы сможете полностью прочесть в нашем журнале) — лучшая иллюстрация страхов, которые нередко испытывает сегодня светский человек в отношении религии. Насколько оправданы эти страхи? Как найти конструктивный выход из возникшей ситуации? Вот о чем хотелось бы поговорить, и вот почему мы благодарны авторам письма за их инициативу. Конечно, в современном российском обществе, в том числе и сообществе церковном, существует немало проблем. И поверьте, они всерьез заботят не только атеистов. Нам кажется, что разговор о «письме десяти» на страницах различных православных изданий, а также нынешняя тема номера в нашем журнале — еще одна иллюстрация того, что православное сообщество открыто к диалогу, не скрывает существующих проблем и готово выслушивать претензии своих оппонентов. Православие — не тоталитарная секта, где невозможно ни на шаг отклониться от «генеральной линии» и где людям мгновенно затыкают рты, стоит им только начать критику. Это наш плюс, и это же наш минус, ибо именно такая позиция дает возможность различным силам как извне, так и внутри спекулировать именем Церкви. Мы попытались привлечь к дискуссии разных людей, и мы благодарны академикам, инициировавшим столь важную для нашего общества дискуссию. Хочется верить, что она поможет нам избавиться от шелухи взаимных обвинений. Чего бы очень не хотелось — так это повторения ошибок пройденного и подмены обсуждения подлинных проблем борьбой с ветряными мельницами. Вопрос о взаимодействии, о сосуществовании современной науки и религии, как нам кажется, нашел в истории культуры свое конструктивное решение. Да, наука и религия — разные способы познания мира и человека; точнее, они о разном: к разному стремятся и по-своему изучают мир. Поэтому конфликта науки и религии быть не может; так же, как не может быть конфликта науки и поэзии, например. В свое время Галилей, о котором вспоминают и авторы письма, любил повторять, что Библия учит нас не тому, как устроено небо, а тому, как взойти на небо. В отличие от Галилео, авторы письма, на наш взгляд, не чувствуют, к сожалению, этой, вполне очевидной разницы и повторяют, как это ни парадоксально, ошибку папы Урбана VIII, видевшего в «деле Галилея» угрозу религии. Только теперь уже ученые видят в академической дисциплине «теология» угрозу науке. Такая позиция не может не огорчать, так как именно подобное непонимание способно отбросить нас назад в развитии гораздо дальше самого «темного средневековья»… Своими материалами мы хотим дать ответ не только авторам «письма десяти», но и всем, кто разделяет их опасения. Надеемся, что такой диалог поможет нам лучше понять друг друга, разрушить устаревшие стереотипы и рассеять бесплодные страхи. Если это удастся, «призрак клерикализма» больше не будет отравлять нашу жизнь. А значит, можно будет обратить внимание на более актуальные проблемы современной жизни, в решении которых люди Церкви готовы сотрудничать в том числе и с авторами «письма десяти»
Поддержите журнал «Фома»
Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей.
Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.
Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование.
Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь
Читайте также
Пётр – апостол, чье имя значит «камень»
16.11.2024
0
9
Маккавеи: история святых мучеников
21.10.2024
0
18
Ребенок хочет учиться дома, а не в школе
18.10.2024
0
7
Нужно ли заставлять ребенка учиться?
17.10.2024
0
13
«Достаточно поверить для чуда». Как мы с дочкой фильм смотрели
17.10.2024
0
23
Комментарий к записи✖
Наверх