Вопрос читателя: Почему раньше христианство было сильнее, чем сейчас? Почему современные люди потеряли веру?

Вопрос этот задал школьник, пятиклассник, и первоначально мы собирались дать ответ на него в рубрике «Детские вопросы о Боге». Но потом решили, что вопрос волнует и многих взрослых, и ответ следует дать обстоятельный. Поэтому мы перенесли его в рубрику «Вопрос священнику».

Отвечает протоиерей Андрей Близнюк, законоучитель в Свято-Петровской школе (Москва): Начну с того, что ощущение, будто раньше вера была мощная, а сейчас слабая — это во многом иллюзия. А причина этой иллюзии в том, что о прошлом мы судим по тому, что сохранилось в памяти человечества. То есть по летописям, книгам, преданиям. Но историческая память устроена так, что в первую очередь запоминаются вершины духовной жизни. Мы читаем патерики, читаем жития святых, читаем древние исторические повести, читаем мемуары церковных людей прошлого — и нам кажется, будто в прошлые века все были такими подвижниками, все глубоко и горячо веровали. Не то что теперь, когда столько неверующих людей и столько маловерующих, теплохладных!

На самом деле это не так. И в прошлом было множество тех, кто формально считался христианином, был крещен в младенчестве, но по сути от Христа был невероятно далек. Вот взять, к примеру, времена Московской Руси. Был в XVII веке такой подвижник Иов Ущельский из Соловецкого монастыря. Он основал на реке Мезень небольшую обитель, и на него напали местные разбойники, зверски пытали, надеясь узнать у него, где спрятаны монастырские сокровища. Потом убили, отрезали голову. Или вот взять более известную историю, как разбойники до полусмерти избили преподобного Серафима Саровского. Кто были эти разбойники? Инопланетяне какие-то? Язычники? Да ничего подобного! Русские люди, крещеные, наверняка ходившие в церковь, хотя бы по большим праздникам. И таких людей было ну ничуть не меньше, чем подвижников благочестия. Просто история не сохранила их имен. Вот нам и кажется, что были замечательные, глубоко духовные времена, а потом раз — и что-то испортилось, люди потеряли веру.

Но дело, конечно, не только в этой иллюзии. Действительно, в нашей истории сто лет назад случилась чудовищная катастрофа, я имею в виду революцию 1917 года и всё, что за ней последовало. На веру начались чудовищные гонения, за верность Христу пострадали сотни тысяч людей, открыто исповедовать себя христианином стало опасно. Поэтому многие верующие затаились, а кто-то и действительно потерял веру. Огромное множество людей, родившихся в советское время, вообще ничего о Боге не знали, с младенчества воспитывались в безверии, и узнать о Нем им было почти невозможно: религиозной литературы в СССР не издавалось, миссионерство — то есть разговор о Христе вне стен храма — считалось уголовным преступлением, тех немногих смельчаков, кто на такое отваживался, сажали в тюрьму.

Неудивительно, что выросло несколько поколений людей, живущих в безверии. И даже когда все преследования Церкви прекратились, далеко не все из этих неверующих уверовали во Христа. Вера, Церковь казались им какой-то странной экзотикой. Но ситуация все же улучшается. Мне много приходилось ездить по стране с миссионерскими экспедициями, и сейчас тоже езжу — и вижу, как постепенно меняется отношение людей к Церкви, к верующим. Если 20 лет назад я шел по городу Архангельску, то при виде меня местные дети говорили вслед: вот, мол, их главный бог пошел. Они не понимали совершенно, что такое Бог, а что такое священник в рясе. Или вот когда в 1998 году я приехал в Пинегу (это Архангельская область), то тамошние дети хихикали: гляди, мужик в юбке идет! А сейчас и на русском Севере, и на Чукотке вид священника никого не смущает, люди подходят, задают вопросы... То есть потихоньку вера (или хотя бы интерес к ней) распространяется и среди тех, кто родился и воспитывался в безверии. И в наше время, кстати, есть немало глубоко верующих людей. Есть и святые люди. Поговорка «не стоит село без праведника, а город без святого» верна и в наши дни. И я бы не стал утверждать, будто праведность и святость наших современников слабее, чем святость подвижников тысячелетней давности.

Но есть и еще один момент. Мысль о том, что вера современных людей слабее, чем в древности, может рождаться от того, что раньше православные державы были, а сейчас их нет. То есть кому-то может казаться, что когда у христиан вера сильная, то они и христианские государства создают, а если государства светские — значит, вера слабая. Это на самом деле не так. То, что были православные империи — это Промысл Божий, и то, что их сейчас нет — это не случайность, это тоже проявление воли Божией. Почему Господь устроил так, что православных держав не стало? По грехам людей, живущих в тех православных державах — начиная от Византийской империи и кончая нашей Российской. То есть что получается? Что если есть христианское государство, то это вовсе не гарантия, что его население будет жить по-христиански. Вообще, сила христианства вовсе не в политике.

А самое главное — не надо думать, будто «сильное христианство» означает, что христианами станут все поголовно. Господь велел апостолам: «Идите, научите все народы», но это же не значит, что в результате такого научения 100% населения земного шара уверуют и воцерковятся. Это же всегда свободный выбор! Вспомним, что Господь говорит о верующих в Него как о «малом стаде», говорит о том, что узок путь, ведущий к спасению. Само по себе крещение еще ничего не дает, если человек не хочет быть со Христом. Вспомним, что революции делали в массе своей крещеные люди, что храмы взрывали крещеные люди.

Поэтому нужно, чтобы вера жила у нас в сердце, чтобы проявлялась в наших поступках, а не только в том, что мы крестик носим и по воскресеньям в храме бываем.

 

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
6
0
Сохранить
Поделиться: