Вопрос читателя:

Здравствуйте. Читая духовную литературу, находил мнения, что для душевной пользы желательно удаляться от общения с людьми и стремиться к уединению, чтобы более осознанно прислушаться к своей душе. Однако же слышал иное мнение, что в общении с людьми лучше познаёшь самого себя и избегание людей — это не лучшее решение. Cам постоянно общаюсь с разными людьми в силу работы, но иногда хочется просто побыть одному. Так как же христианину разумно выстраивать отношения с окружающими людьми для пользы своей душе?

Александр

Ответ священника:

Дорогой Александр, духовная литература, если мы говорим о текстах святых отцов, во многом написана монахами для монахов. В этих прекрасных, золотых текстах, наполненных свидетельствами чистейшего духовного опыта, содержится много полезных рекомендаций. Но часть из них мирянину, человеку, который живет в миру и руководствуется все-таки своей волей, а не пребывает в послушании у игумена, невозможно воспринимать буквально.

Например, мирянин, у которого есть семья, не может избегать общения с женщиной, потому что он женат и общаться и быть с женой — это просто часть его образа жизни и ответственности как мужа. То же самое касается молитвенных правил, устройства распорядка дня и еще множества моментов. И еще важно понимать, что отцы нередко писали конкретным людям по конкретным поводам, с учетом специфики их характера и жизненной ситуации. Поэтому и оказывается, что, с одной стороны, важно на время удаляться от общества и побыть наедине с Богом и с собой, а с другой, именно общение позволяет нам понять, чему мы радуемся, на что раздражаемся, чему завидуем и так далее, то есть увидеть, с какими грехами в себе нужно бороться.

То, о чем Вы пишете, совершенно нормально: даже от интенсивного дружеского или семейного общения человек устает и ему бывает необходимо побыть одному. Тем более надо отдыхать от общения рабочего — прийти в себя, собраться с мыслями, помолчать. В такие моменты можно кратко про себя помолиться — прочитать хотя бы «Отче наш», «Господи, помилуй» несколько раз. Если перерыв побольше — молитву, а то и канон или акафист, если хотите использовать перерыв для духовной пользы.

В целом для христианина нормально к любому человеку — и к себе, и к окружающим — относиться с любовью: где надо, помочь, поддержать делом или хотя бы добрым словом, улыбкой или взглядом, помолиться, видя чужую беду, порадоваться чужому успеху, поблагодарить Бога за то, что самому удалось сделать, за то, что помог сдержать гнев, раздражение и так далее. С таким внутренним расположением и молитвой в сердце душа непременно будет получать пользу, потому что через молитву мы стяжаем, то есть собираем в сердце благодать Божию, и она помогает нам держаться пути Спасения.

Помоги Вам Господь!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
0
13
Сохранить
Поделиться: