Когда я прочел письмо Александра, то сразу открыл Симфонию по Священному Писанию, чтобы посмотреть, сколько раз в Библии упоминается слово «радость» — более ста раз. Какой это большой список! Но почему, а откуда эта самая радость, что за ней стоит?

Думаю, это самое главнее, что заповедал нам Бог. Радость — внешнее проявление любви.

Священнее Писание говорит нам словами пророка Моисея, который обращается к своему народу, разъясняя закон Господень: «За то что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостию сердца, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь.., он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя...» (Втор. 28, 47-48). Оказывается, служение Богу — веселие и радость! Евангелист Матфей повествует, как Христос отвечал на испытующий вопрос фарисеев, почему ученики пророка Иоанна Крестителя унаследовали от него привычку поститься, а ученики Христа не постятся. А он в ответ говорит простые слева: «Могут ли сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется от них жених, тогда будут поститься в те дни». В этом ответе есть самая важная для нас мысль: быть со Христом — это радость; идти по жизни со Христом — значит идти в свете радости, излучая радость.

Мне вспоминается одна моя близкая родственница. На первый взгляд она ничем не выделялась, просто была радостным, любвеобильным человеком, словно ребенок. И никогда не унывала. Если что-то не получалось, говорила:

«Ничего, с другой стороны попробуем. А если и тут не выйдет, значит, не судьба». И мы любили её, а она — нас.

Она умерла от рака еще совсем молодой. Причем, был поражен практически весь организм... Перед смертью лежала в больнице, слава Богу, так всё устроилось, что в особом нашем уходе не нуждалась. Но мы не отходили от нее, даже «дрались» из-за дежурств. Почему? Просто нам очень хотелось побыть рядом с ней.

Как обычно идешь в больницу? Накупишь фруктов, возьмешь газеты-журналы. Пришел, посидел, поддержал. А вышел из палаты — внутри вздох: ’’Уф, наконец-то«. И ставишь себе «галочку». Но здесь было совсем иное. Человек меньше нуждался, чтобы с ним сидели — в этом более нуждались мы сами! Потому что она дарила нам радость — это значит, она любила нас, а мы её...

Как мы знаем, Серафим Саровский каждого встречал: «Христос Воскресе, радость моя!» Это уникальный святой, который бежал от мира, а мир сам прибежал к нему...

Но все-таки: почему же так часто мы не видим радостных людей в храме? Потому что, придя в Церковь, надо пройти долгий путь перерождения, а иначе мы останемся на пороге, так и не увидев красоты христианства, его свободы.

Потому что сложнее радоваться, парадоксально сложно! Кажется, позвать в нашу жизнь радость — это все равно, что привить яблоне какую-нибудь орхидею. Не ходить же с этой улыбающейся маской, не заставлять же себя всех обнимать-целовать и кричать: «Я вас люблю!»

Но Бог убеждает нас: все возможно только не бойтесь, дерзайте! В пятнадцатой главе Евангелия от Иоанна есть речь Христа, обращенная к нам. Он сравнивает Себя с Лозой, нас с ветвями, а наши дела — с виноградной гроздью. И говорит, что Отец Небесный даст нам все, чего бы мы ни попросили, только чтобы были плоды — добрые дела пребывали на нас.

Виноградная лоза получает двойное питание: из земли — воду, с неба — солнечный свет. Подобная же гармония должна быть и в нашей жизни: гармония общения с миром небесным, духовным, и с миром земным. И наш плод должен быть таким, чтобы с нами рядом легко, радостнее жилось другим людям — нашим ближним.

Да, к сожалению, радости невозможно научить, если человек ее не чувствует. Он должен сам понять, сам почувствовать. А иначе хоть все святые соберутся и будут тебя упрашивать: «Не смотри ты воплощением мирового горя! Улыбнись своей теще, жене, детям. Ну и что, что родные тебя огорчают?» — толку не будет.

Так же невозможно это, как невозможно заставить человека быть верующим, пока он на своем опыте к этому не придет. Но я думаю, что к вере чаще всего приводит неверующего и сомневающегося именно человек радостный. Посмеётся над ним неверующий, подшутит, осыплет каверзными вопросами. А потом, оставшись один, вдруг подумает: «Какой все-таки он хороший, радостный! После него легко на душе. Откуда всё это?» И сердце его потянется к Богу, в поисках такой же, вечной радости. Которая от Любви...

5
2
Сохранить
Поделиться: