Открытие номера?
В номере есть публикации, которые стали находкой лично для меня, и материалы, которые открыли что-то новое для читателя. Для меня стали уроком несколько строчек небольшого интервью с греческой журналисткой Марией Антониаду, обозревателем газеты «Вима» (Греция). Насколько я знаю, это очень жесткий и принципиальный журналист, с критикой относящийся ко всему, о чем пишет.
Мы разговаривали с ней в дни, когда российские блоги были заполнены критикой главного массового мероприятия, приуроченного ко Дню славянской письменности и культуры. И вот, мы разговариваем с Марией, и она говорит буквально следующее: «На меня неизгладимое впечатление произвели торжества в День славянской письменности и культуры, когда вместе с Патриархом Кириллом Патриарх Варфоломей говорил перед многотысячной толпой. Ни в одной стране мира я не видела такого внимания… его слушали люди, говорящие на другом языке, и как слушали!.. Наверное, это одна из главных черт верующих россиян – уважение к Церкви и благочестие».
Как оказалось, есть наблюдатели со стороны (причем очень критично настроенные, что известно и из журналистской «репутации» Антониаду, и из текста монолога в «Фоме»), которые считают это многотысячное собрание людей знаковым, даже уникальным, и оценивают его сугубо позитивно! Причем у Марии были все возможности быть среди людей, видеть их настроение, недовольство или скуку. У нее есть журналистский опыт, чтобы распознать неискренность – но она увидела то, что увидела. И с моей точки зрения, это тоже важный урок. Независимо от того, были ли какие-то ошибки в организации акции, и как в следующий раз следует подходить к празднованию этого Дня.
Самое актуальное в номере?
Думаю, это небольшая статья под названием «Ненавидь врагов Божиих? – как переврали одну цитату». Очень важно, что в «Фоме» постоянно присутствует евангельское, святоотеческое слово в неискаженном его звучании. Ведь бывает, что из него делают чуть ли не кистень, которым можно размахивать, оправдывая нашу ненависть, вражду, попрание евангельских заповедей. Для этого, естественно, требуется вытащить цитату из контекста, иногда исказить, процитировать неточно... Вот, в отношении слов Святителя Филарета Московского нечто подобное люди стали позволять себе, и мы решили вернуть читателю не только подлинную цитату Святителя, но и само Слово, из которого цитата выдернута. Я считаю, это такой момент истины, крайне актуальный для нашего времени.
А вообще, в номере, на мой взгляд, много интересных материалов. Проникновенная колонка главного редактора, опрос, где самые разные люди говорили об одном из самых важных дне в их жизни – дне, когда родилась их семья. Статья Дениса Маханько о паломничестве к Туринской Плащанице, где слова Евангелия вновь оказываются частью нашей собственной жизни, сопровождают всё происходящее рядом с Плащаницей…
Важная проблема, решить которую на страницах номера не удалось?
Я на этот раз назвал бы проблему, которую не удалось решить не в этом конкретном номере, а в принципе. Это расстановка приоритетов, «восклицательных знаков». У журнала должна быть своя динамика, свой ритм. Одни материалы должны прозвучать мощно и оставить ощущение потрясения, другие заставить спокойно подумать, третьи рассчитаны просто на донесение полезной информации, без взрыва эмоций. И выстроить такую «симфонию» очень непросто. Удача зависит и от расстановки текстов, и от художественного решения, от верно избранного места для статьи. Думаю, что нам нужно продолжать искать эту точность расстановки ударений. И наверняка это снова и снова будут перемены, которые постоянно происходят в «Фоме». Неожиданные, иногда неожиданные даже для нас.
Материал, который «зацепил» лично Вас как читателя?
Меня не мог не тронуть материал об Ольге Бергольц. Я и раньше отмечал в ее творчестве ноты, связанные с верой, настолько острые и глубокие, что меня это поражало. Есть стереотип, что советские люди – атеисты, но здесь мы вновь и вновь видим, насколько плоским является суждение о человеке через социальные и исторические стереотипы.
Того же рода явление – немудреный материал, размещенный в нашей постоянной рубрике о наших Новомучениках. История проста. Два крестьянина были арестованы 22 июня 1941 года, в день начала Войны, только за то, что написали письмо в Верховный Совет СССР с просьбой открыть в их селе церковь. Поскольку началась война, то и их посчитали необходимым на всякий случай арестовать как неблагонадежных.
Арестовали. Когда следователь спросил их мнения, за что сели, сказали: «Наверно, потому что церковь открыть просили». Но это было не то, и их долго заставляли признаться в каких-то политических преступлениях. «Откопали» какой-то разговор о том, что как в Древнем Риме гнали христиан, так и в СССР гонят, и дали за него ссылку обоим. Ссылку дали, а из камер так и не выпустили. И эти деревенские старики скончались друг за другом в омской тюрьме от своей дряхлости, болезней, тяжелейших условий содержания. Тихо. Незаметно. И ничего в этой статье пронзительного нет. Но я гляжу на арестантские фото (фас-профиль) – эти крестьянские лица, грустные, чуть опущенные глаза, и понимаю, что мне что-то очень важное сказано...
Чем этот номер отличается от предыдущих?
Особенным светлым настроем публикаций, любовью к семье… Хотя здесь есть и жесткие тексты, критика – например, тезисы очень уважаемого мной Михаила Леонтьева, который является безусловным противником ювенальной юстиции. Мне что важно? – Михаил, анализируя это явление, рассуждает о нем с позиции разума и здравого смысла. С нас в последнее время что-то больно часто стали некоторые читатели требовать, чтобы мы трафили их представлениям и вкусам, поучаствовали в борьбе с чем-то и кем-то. Но, дорогие, этого не будет: мы – журнал для мыслящих людей. «Фома» важен именно тем, что он приучает думать и самостоятельно делать выбор, а не просто расклеивает ярлыки и подсказки, кого любить, а кого ненавидеть. Если будем надеяться, что нам всё подскажут и везде точно укажут, что плохо, а что хорошо, кто друг, а кто враг, то может прийти момент, когда кто-то подменит надписи – и этого окажется достаточно, чтобы нас обмануть. Давайте попробуем быть умнее?..
Фото Владимира Ештокина.