Пушкин на иконе?! Да, это правда он! Сейчас расскажем, как так вышло
Икона посвящена святителю Филарету (Дроздову). Она хранится в московском храме в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. На клейме рядом со святителем изображен Пушкин.
О чем рассказывает клеймо?
6 июня 1828 года Александр Сергеевич записал свое знаменитое стихотворение, полное боли, уныния и безнадежности:
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем волновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Через графиню Елизавету Хитрово этот стих попал в руки святителя Филарета — духовника аристократки. В ту непростую для России эпоху святитель был хранителем традиции православия и охладителем многих горячих голов, мечтавших об установлении новых порядков вместо прежних, казавшихся прогрессивным людям пыльными пережитками.
Конечно же, святитель прекрасно знал о поэте и о том влиянии, которое оказывал он на души своих почитателей. Но кроме этого, владыка Филарет увидел в поэзии Пушкина своеобразный отголосок личного борения, которое происходило в его сердце. И через ту же графиню Хитрово митрополит передал Александру Сергеевичу свой пастырский ответ:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога мне дана;
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, Забвенный мною,
Просияй сквозь сумрак дум
И созиждется тобою
Сердце чисто, светел ум.
Слова святителя вызвали отклик в душе Пушкина, впоследствии изложенный поэтом в строках, адресованных, по мнению ведущих пушкинистов, лично митрополиту Филарету:
…Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Серафима
В священном ужасе поэт.
Январь-февраль 1830 г.
Сюжет, связанный с диалогом двух великих умов (и сердец!) эпохи, и лег в основу клейма на иконе.
Но разве можно на иконе изображать несвятых?
Изображение светского человека Пушкина на иконе вполне соответствует православной традиции. Еще в античный период на мозаиках и фресках, посвященных христианским праздникам, изображались не только Господь, Богоматерь, апостолы и другие святые, но и прочие действующие лица описываемого события.
За этим важный смысл!
Спаситель освятил Своим пришествием в мир нашу историю, и поэтому те детали, которые имеют отношение к священному событию, могут изображаться на иконах.
Этот принцип касается и образов святых подвижников. Со временем факты из их жизни начали изображать в отдельных живописных зонах, получивших название «клеймо». И на клеймах временами появляются персонажи, от святости совсем далекие и даже ей противостоящие.
Например, на древней русской иконе «Илья пророк в пустыне» (XIV век) есть и жрецы языческого божества Ваала, и нечестивый израильский царь Ахав, и женщина из ливанского города Сарепты, чьего сына воскресил великий пророк.
Более современный пример — икона Собора новомучеников и исповедников Российских. Рядом со святыми на ней то и дело возникают фигуры в остроконечных буденовках с ружьями наперевес.
Глядяна подобного рода иконы, мы молимся исключительно святым. Несвятые же герои служат напоминанием о том подвиге, который совершил конкретный угодник Божий.
Святителю отче Филарете, моли Бога об упокоении раба Божия Александра Сергеевича и обо всех нас!