Простил ли Бог Иуду?
Бог всегда ищет простить человека; проблема не в нежелании Бога прощать, но в ожесточенном упорстве, с которым человек отвергает Его прощение. Любой человек — в том числе и Иуда — обладает свободным произволением и, следовательно, страшной возможностью отклонить Божье прощение, отказаться от него. Бог, со Своей стороны, всегда — даже на смертном одре — ожидает нашего покаяния и готов простить нас.
В Евангелии мы видим двух людей, отступивших от Христа: Иуду и Петра. Петр три раза отрекся от Христа несмотря на то, что клялся умереть с Ним. Но Петр приходит ко Христу с покаянием и принимает от Него прощение; Иуда же впадает в отчаяние и совершает самоубийство.
Если верить в Бога, но не быть крещеным, можно ли обрести спасение?
Священное Писание не дает нам возможности судить о спасении (или гибели) других людей — оно указывает нам путь жизни, который ведет в Царство Божие. И это — путь веры и послушания. Церковь знает некрещеных святых — это мученики, которые были убиты за исповедание имени Христова, хотя еще не успели принять Крещения. Их доверие и послушание Богу было настолько безоговорочным, что они согласились на мучения и смерть, чтобы только соблюсти Его слово.
Мы, к счастью, сейчас живем не во время гонений, и такого свидетельства верности от нас не требуется. От нас требуется другое — засвидетельствовать наше доверие и послушание Богу, исполнив то, о чем Он говорит: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк 16:16).
Это понятное и совсем не обременительное требование. От нас не требуется чего-то тяжелого и неосуществимого. Если нашей веры не хватает даже на это, если наша вера не может привести нас хотя бы ко Крещению, то есть ли она вообще? И может ли вера, которая не в состоянии довести нас до крещальной купели, вести в Царство Божие?
Существуют ли правила, не позволяющие после принятия Святых Христовых Тайн прикладываться к иконам?
Такого правила, то есть канона, в Церкви нет; скорее это традиция, возникшая довольно поздно в Русской Церкви. И все же лучше не прикладываться к иконам сразу после Причащения; возможно, стоит и подождать.
В Причащении мы таинственно соединяемся с самим Христом. Момент после Причащения — время глубочайшего сосредоточения, размышления о том, какую величайшую святыню мы только что восприняли. В это время лучше не совершать никаких действий, которые могли бы отвлечь нас (или других причастников), — даже действий благочестивых и в другое время вполне уместных. Лучше подождать, пока завершится богослужение, поцеловать крест и тогда приложиться к иконе, уже не рискуя повредить ни своему, ни чужому молитвенному настрою.