На меня последний год постоянно валом валятся беды и неприятности. Свекровь говорит, что меня сглазили. Я как христианка вроде бы не должна верить в сглаз, но как иначе объяснить такой поток несчастий?
Любые жизненные испытания ставят нас перед выбором — верим ли мы Богу? Оказываемся ли мы перед лицом трудностей христианами или суеверными язычниками? Беды и неприятности могут валиться на нас по разным причинам — возможно, мы сами, придя в уныние, склонны замечать только беды — но, во всяком случае, сглаз тут ни при чем. Знаменитый французский мореплаватель, в одиночку пересекший Атлантический океан на спасательном плотике, Ален Бомбар, замечательно сказал о суевериях: «Я знал, что море, изматывая человека, делает его суеверным, а суеверия превращают его в безвольного труса. С этого момента мне пришлось вести нескончаемую борьбу с самим собой, не менее жизненно важную, чем борьба со стихиями океана». Суеверие лишает нас упования на Бога, надежды, воли что-то улучшить в нашей жизни. Стоит нам поверить, что наша жизнь определяется какими-то темными силами — «сглазом», «порчей» и тому подобным, — как мы начинаем пугаться собственной тени и везде видеть зловещие предзнаменования. Оказавшись в таком жалком состоянии, мы не только не сможем справиться с жизненными трудностями, но и навлечем на себя — через свое уныние и безволие — новые неприятности. Вера в «сглаз» оказывается самосбывающейся — чем больше мы будем верить в то, что нас «сглазили», тем больше все будет валиться у нас из рук.
Поэтому так важно решительно отвергнуть суеверия и возложить нашу надежду на Бога. Жизненные испытания — это не знак «сглаза» или чего-либо подобного, а возможность послужить Богу, побороться с самим собой и стать более зрелой, сильной, цельной личностью. В любых обстоятельствах, вопреки всему, как бы это ни было нам трудно, мы призваны взывать к Богу, прося у Него мудрости и сил. Как говорит псалмопевец, А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты — мой Бог (Пс 30:15).
Откуда взялось народное поверье, что после таинства соборования человек вскоре умирает?
Таинство Соборования (или, как его еще называют, Елеосвящения) существовало в Апостольской Церкви как таинство исцеления. Как мы читаем у апостола Иакова, Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 5:14—15). Елей — масло — в древности использовался как лечебное средство. Ветхозаветный пророк Исаия говорит о ранах народа, неочищенных и необвязанных и не смягченных елеем (Ис 1:6), в притче о милосердном самарянине мы читаем, как он позаботился о раненом и перевязал ему раны, возливая масло и вино (Лк 10:34). В греческом языке, на котором написан Новый Завет, слово елей ассоциируется с милостью — по-гречески «Господи помилуй» звучит как «Кирие елейсон».
Поэтому в Церкви елей утвердился как материя Таинства Елеосвящения, в котором Церковь особо просит о телесном и духовном исцелении человека. Поскольку к этому Таинству прибегали в случае серьезной болезни, которая могла привести к скорой кончине, со временем Соборование стало восприниматься как «предсмертное», напутственное Таинство. Это восприятие не совсем верно. В Таинстве испрашивается прощение неосознанных, забытых или неумышленно не исповеданных грехов, что необходимо и совершенно здоровому человеку, а особенно — больному или перед лицом близкого исхода души из тела, ведь Соборование — это прежде всего таинство исцеления. Если мы к нему прибегнем, оно ни в коем случае не приблизит нашу смерть.
Есть вопрос, ответ на который Вы хотели бы увидеть в этой рубрике?
Пишите: vopros@foma.ru