Иисус Христос был распят две тысячи лет назад — каким же образом Он мог искупить грехи людей, которые тогда еще не родились? Как Он мог взять на Себя 2000 лет назад то, чего еще не было?
Действительно, Христос искупил грехи и ныне живущих людей; более того, крестная Жертва Спасителя охватывает и тех, кто сейчас еще не родился, но родится в будущем. Священное Писание говорит о Христе, как об Агнце, закланном от создания мира (Откр 13:8). Скажем еще раз, что Бог не пленник времени — Он его Творец. Он вездесущ во времени так же, как и в пространстве. Все моменты времени — момент начала Вселенной и момент падения прародителей, и Голгофа, и Страшный Суд, и жизнь будущего века, — всё это находится в Его вечном сейчас. Как говорит псалмопевец, Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и [как] стража в ночи (Пс 89:5). Можно сказать, что Христос сейчас распинаем нашими грехами и сейчас восстает из мертвых — ради спасения всех. Нам, привыкшим жить и мыслить во времени, бывает трудно себе это представить. Но для спасения нам и не требуется это хорошо представлять — для спасения требуется обратиться ко Христу и воспринять плоды Его подвига через покаяние, веру и общение с Церковью в Таинствах. Например, я ничего не понимаю в медицине, но это не мешает мне обращаться за помощью к врачам. Если я заболел, было бы глупо отказываться от прописанных мне лекарств, процедур или диеты на том основании, что я не понимаю точно, как они работают. Важно понимать и другое. Господь спасает не каждого из нас в отдельности — живших когда-либо, живущих сейчас или тех, кто только родится в будущем. Господь спасает весь человеческий род в его целостности. Более того, Он эту цельность возвращает человеческому роду. Во Христе, в Церкви все связаны воедино. В единстве с Ним и с Его Церковью каждый человек и получает спасение, т. е. полноту жизни и победу над смертью, независимо от того, когда он родился или родится.
В чем смысл «молитвенного правила?» Если молитва — это живое общение с Богом, то как оно может совершаться «по правилу»?
Молитвенное правило — это как раз то, что поддерживает наше общение с Богом живым. Если бы мы полагались только на наши спонтанные порывы, мы бы очень скоро обнаружили, что слишком рассеянны или устали, или раздражены, чтобы молиться, или (любимая отговорка) нам некогда. На этом бы наша молитвенная жизнь и угасла. Правило, которое устанавливает, что мы прочитываем определенные молитвы несмотря ни на что, сохраняет нашу духовную жизнь на плаву. Иногда у нас есть настроение молиться, иногда — нет; настроение — это очень непрочный фундамент для чего-либо, а особенно для такой важной вещи, как молитва. Правило освобождает нас из плена наших сиюминутных эмоций и настроений и учит нас руководствоваться не ими, а верой в Бога. Наша вера растет, когда мы поступаем в соответствии с ней, и угасает, когда мы ее не практикуем. Возносить молитвы изо дня в день — простейшее проявление верности, твердого намерения следовать избранным путем. Тому, кто только входит в молитвенную жизнь Церкви, может быть трудно читать полное утреннее и вечернее правило, и, возможно, стоит попросить духовника о более кратком. Но в любом случае, молитвенное правило — необходимая часть нашей духовной жизни.
Если Иисус, то есть Бог, был распят, то кто тогда руководил всем мирозданием в течение трех дней?
Этот вопрос предполагает, что Бог находится во времени, причем в том же времени, что и наше: когда в нашем мире проходит три дня, те же три дня проходят и для Бога. Примерно как для нас, людей: если мы три дня лежим в больнице, то эти три дня мы отсутствуем на работе. Но для Бога это не так; Бог вообще находится вне времени — время является частью Его творения. Бога можно сравнить с писателем, а мироздание — с Его романом. Время писателя и время, текущее в романе, не связаны — писатель может написать сначала конец, а потом начало, он может отложить работу над романом на годы, а потом к ней вернуться — в это время в романе не пройдет ни минуты. Продолжая эту аналогию, можно сравнить Боговоплощение с вхождением автора в пространство романа — когда автор сам становится одним из персонажей, не переставая, разумеется, быть автором.
Как автор он находится вне времени романа и полностью его контролирует — как персонаж он находится внутри романа и живет в его времени. Так и Господь Иисус является и человеком, живущим во времени, и Богом, который находится вне времени и никак не подвластен ему.