Русский храм в Вене: новая роспись

ПРОСТАНСТВО УМНОЙ КРАСОТЫ В венском соборе святителя Николая появились новые фрески известного русского иконописца архимандрита Зинона (Теодора). Это — событие не только церковного, но и общекультурного значения.Вена — город удивительной архитектуры и прекрасной музыки. Здесь переплелись все стили и эпохи: классика, барокко, модерн. Разнообразен, причудлив и неповторим облик венских домов, дворцов, храмов, парков. Эта архитектурная полифония — словно зримое выражение венской музыки. Но есть в этом городе храм, непохожий на другие, — это русский православный собор святителя Николая, построенный в 1899 году в неорусском стиле. Собор этот сказочно наряден: стены из красного кирпича украшены белокаменными деталями и полихромными изразцами, шатер с золотым куполом взмывает высоко в небо. В 2003 году под руководством епископа Венского и Австрийского Илариона в соборе начались масштабные реставрационные работы. А в 2006 году Владыка пригласил сюда известного российского иконописца архимандрита Зинона (Теодора), который вместе с бригадой иконописцев из России и Польши полностью расписал стены собора. И теперь в полифонию австрийской столицы вписалась еще одна русская мелодия — замечательный цикл фресок отца Зинона.
Когда переступаешь порог храма святителя Николая, невольно испытываешь восторг: перед взором словно распахивается небо и тебя окружают образы горнего мира. Расположенные по стенам широкими ярусами росписи — словно величественный свиток, разворачивающийся в пространстве, в котором нам открывается земная жизнь Господа Иисуса Христа и Его Пречистой Матери, образы святых и подвижников Церкви, древних пророков и новомучеников последних времен. Разнообразные декоративные элементы — орнаменты, «полотенца», «мраморные» панели, павлины — создают образ рая, делая храм радостным, нарядным, праздничным. Голубой фон росписи дает ощущение воздуха; обильное использование белого цвета, символизирующего свет, передает сияние горнего мира. Благородные сочетания пурпура, синего, зеленого звучат прославляющим аккордом. Все в этой росписи гармонично и облечено в совершенную форму. Ориентированный на классические образцы русской домонгольской и балканской иконописи, спокойный, благородный стиль отца Зинона очень созвучен нашему времени, требующему глубины и ясности свидетельства. И в то же время здесь ощущается связь с древней традицией православного искусства, уходящей своими корнями в глубь времен.
Архимандрит Зинон — признанный во всем мире мастер, выдающийся иконописец современности, его творчество во многом определило пути развития современной иконописной традиции. Он начинал в Псково-Печерском монастыре, работал в Троице-Сергиевой Лавре и в Свято-Даниловом монастыре, во Пскове, в Москве и Подмосковье, во Владимирской и других областях, а также за границей: во Франции, Финляндии, Италии, Бельгии, Латвии. На его счету десятки расписанных храмов, сотни икон. У отца Зинона немало учеников, которые работают не только в России, но и по всему миру.
В бригаду иконописцев, трудившихся под руководством отца Зинона над росписью венского храма, входили Евгений Малягин, Антон Кушаев, Илья Иванкин, Александр Мысык, Василий Соколов, Анна Каширина из России, а также Ярослав и Иоанна Якимчук из Польши и Татьяна Шиловская из Австрии. Алтарную апсиду и купол архимандрит Зинон расписал сам, все остальное пространство храма расписали его помощники, но общее руководство мастера и его помощь художникам позволили сделать роспись единой и цельной.
С новой росписью храм не просто обрел новый вид — он преобразился. Эти росписи смело можно назвать выдающимся произведением современного церковного искусства.
В нижнем храме, который освящен во имя святого Александра Невского и был обновлен в ходе недавнего ремонта, по проекту архимандрита Зинона сооружен новый иконостас (ранее здесь стоял иконостас, привезенный из другого храма). Это высокохудожественное и оригинальное произведение — иконостас выполнен в формах раннехристианских алтарных преград из трех видов цветного мрамора — розового, белого, темно-зеленого. Спокойный величественный ритм его арок прекрасно сочетается с изысканностью декоративных деталей — колонн, капителей, фриза. Иконы для этого иконостаса отец Зинон написал еще в России. Образы торжественно великолепны и молитвенно строги. По стилю они близки древней домонгольской традиции, но это не археологическое копирование: они весьма современны. В безупречности пропорций, точности рисунка, благородстве цвета ощущается тяготение к классике, к вечной непреходящей красоте. Это поистине шедевр церковного искусства, свидетельствующий о его больших художественных возможностях, пока еще мало реализуемых в современном возрождающемся Православии.
Почти два года отец Зинон работал в Вене, но, как обычно, закончив одну работу, мастер принимается за другую, не останавливаясь на достигнутом. Сейчас он работает на Афоне, где ему предстоит расписать храм в древнем монастыре Симона Петра. Можно не сомневаться, что скоро мы увидим новое, прекрасное и неожиданное произведение выдающегося мастера.

ПРОСТРАНСТВО УМНОЙ КРАСОТЫ
В алтаре Свято-Николаевского собора в Вене. Богослужение совершает епископ Иларион (Алфеев). Фото Жоэля Дамаза
ПРОСТРАНСТВО УМНОЙ КРАСОТЫ
Рождество Христово. Роспись на северной стене собора. Фото Жоэля Дамаза
ПРОСТРАНСТВО УМНОЙ КРАСОТЫ
Авраам приносит в жертву Исаака. Господь благословляет Авраама. Росписи алтарной апсиды. Фото Жоэля Дамаза

 

0
0
Сохранить
Поделиться: