В просфорне Ново-Тихвинского монастыря я оказалась случайно и тут же окунулась в совершено иную жизнь. Тишина. Изредка слышится негромкое обсуждение работы и молитва. Иногда и молитвы не слышно. Я угадываю ее по движению губ, вглядываюсь в лицо схимонахини, замешивающей тесто. Я ловлю себя на том, что повторяю молитву вслед за сестрами. Здесь нет никакой суеты и спешки. И пусть я не участвую в процессе, а только щелкаю затвором камеры, но я уверена: тесто подойдет, ничего не сгорит и все будет готово вовремя.
СПРАВКА:
Ново-Тихвинский женский монастырь — крупнейшая на Урале обитель, известная с конца XVIII века. Тогда на окраине Екатеринбурга при кладбищенской церкви появилась небольшая община во главе с солдатской вдовой Татьяной Костроминой. После долгих прошений и ходатайств 31 декабря 1809 года (по старому стилю) монастырь был учрежден высочайшим указом. Он назван в честь Тихвинской иконы Божьей Матери, список которой находился еще в кладбищенской общине. На праздник в честь образа в монастырь стекались верующие со всех концов Пермской губернии.
К началу XX века в обители насчитывалось более 1000 сестер, 18 мас-терских, детский приют, богадельня, женское училище. Когда в 1918 году государь Николай II с семьей был под арестом в Екатеринбурге, сестры Ново-Тихвинского монастыря передавали узникам продукты через охрану.
В 1920-х годах обитель закрыли, а ее здания передали светским учреждениям. Возрождение монастыря началось в 1994 году. Сегодня в монастыре более 150 насельниц. Здесь действуют иконописная и швейная мастерские, открыты православный приют для девочек и гимназия. Возглавляет обитель игумения Домника.
Чтобы приготовить тесто для просфор и хлебов, просфорницы встают раньше всех в монастыре, в пять часов утра. Перед послушанием они молятся преп. Спиридону и Никодиму Печерским просфорникам. Тесто для просфор делается из пшеничной муки, замешанной на воде с добавлением соли, святой воды и закваски из дрожжей. Несколько раз тесто пропускается через раскаточную машинку.
Сформированные из теста просфоры и хлеба накрывают полотняной салфеткой и клеенкой, чтобы они не пересохли. Теперь нужно внимательно следить за тем, чтобы вовремя открыть их — «перестоявшие» хлеба теряют форму и вкус.
Просфора состоит из двух частей: во образ двух естеств Господа Иисуса Христа — Божественного и человеческого. На верхней части просфоры печатью изображается крест и начальные буквы имени Христа Спасителя: IC XC и греческого слова NIKA, что означает: Иисус Христос побеждает. Существуют также печати с изображением иконы Богородицы и святых угодников Божиих.
Средняя четырехугольная часть просфоры — агнец. Агнец вырезается священнослужителем во время богослужения и в самый торжественный момент литургии таинственно прелагается в Тело Христово.
Листы, на которых пекутся просфоры, смазывают натуральным пчелиным воском. Когда просфоры стоят в печи, сладкий медовый запах смешивается с ароматом свежеиспеченного хлеба. Перед выпечкой просфоры несколько раз протыкают, чтобы
выпустить лишний воздух, иначе верхняя часть, на которой напечатано имя Господне или лик святого, может потерять форму. А ведь это маленькая икона! У искусных просфорниц просфоры получаются идеально ровными, мягкими и немного сладкими на вкус, хотя сахара в них совсем нет.
Просфора в переводе с греческого значит «приношение». Во времена раннего христианства верующие выпекали просфоры дома, чтобы затем принести в церковь как дар. Принося просфоры, прихожане просили помянуть своих живых и усопших родственников. Во время проскомидии из всех просфор вынимаются частицы, которые в конце Божественной литургии опускаются в Святую Чашу со словами: «Омый, Господи, грехи всех поминавшихся зде Кровию Твоею честною молитвами святых Твоих».
По традиции после богослужения просфоры раздаются верующим. Едят просфоры натощак.